Виталий Крюков

Сравнение катамаранов

Первоисточник — форум Под гиком.

Эта тема создана в первую очередь для помощи начинающим, недавно увлекающимся надувными разборными парусными катамаранами, кому сложно выбрать для себя лодку. Или кто собирается менять ее и хочет сравнить претендентов. Появилась потому, что информация тонко размазана по всему форуму и в головах бывалых. Не претендую на великого знатока и истину в последней инстанции, сам не так давно увлекся, но мне хватило терпения сесть и начать собирать информацию вместе. Цель — общее представление базовых характеристик. Понятно, что все доделывается и переделывается, но надо понимать для чего лодка была сконструирована изначально, для каких целей и условий эксплуатации, какие сильные и слабые стороны.

Также очень полезна начинающим и не только статья Игоря Виговского.Многие вопросы она раскрывает.

Нет идеальной лодки для всех, ведь цели и задачи у каждого свои. Но поставив их в один ряд, можно подумать, какая подходит именно для тебя. Правильное ТЗ — уже полдела! Если не смог выбрать сам – пиши на форум. Люди отзывчивые, что знают — расскажут, с выбором помогут.

Многие пишут так: невозможно сравнить Камаз с Запорожцем. Не согласен, их можно сравнить: один тяжелый, туда влезает много вещей, но он не помещается в гараж, у другого маленький салон, зато это уже почти ретро. Невозможно сказать который из них лучше, а я этого и не пытаюсь сделать! Каждый хорош для своей цели! Но у каждого есть и свои недостатки, их надо учитывать, а не только восхищенно смотреть на достоинства.

Надо определить какие у тебя задачи и исходя их этого определить, что для тебя важнее. Выбор — это всегда компромисс. Чем-то приходится жертвовать. Выпиши свои задачи: в какие акватории будешь ходить, на сколько дней и сколько человек, сколько готов времени тратить на сборку, какой вес готов на себе таскать, важна скорость или комфорт передвижения. И за каждый пункт надо будет заплатить: собственно ценой, большим весом, долгой сборкой, ...

Далее, отсеяв неинтересные объекты, можно будет приступить к более глубокому и тщательному изучению. Мне очень удобно сравнивать катамараны между собой, глядя на таблицу сравнения характеристик.

Теперь кратко о наиболее распространенных катамаранах. Старался быть объективен, показывать особенности. Для кого-то каждая особенность окажется плюсом, для кого-то минусом.

Простор

Все доступно написано тут:
Статья В.Калачихина.
статья И.Виговского.

Объект бесконечный споров. Кто-то говорит, что что-то постоянно отваливается, откручивается, у кого-то служит годами. В общем, типичный пример отечественного авто производителя. В любом случае это “конструктор для взрослых”. Готовы сидеть в гараже и доводить его до совершенства - вперед, и он вас порадует своими сильными сторонами: после доработок, замены баллонов это большая, быстроходная лодка.

Но если не готовы заниматься “напилингом” — не стоит его брать и потом жаловаться, что ничего не работает. В исходном виде эксплуатировать не рекомендуется, хотя и с этим многие спорят.

Инструкция.


Альбатрос

В исходном виде можно эксплуатировать (в отличии от Простора). Но рекомендована доработка известных слабых мест: рулевое, шверцы, мачта, баллоны лучше заменить. После этого неплохая походная лодка, но хорошо доработанному Простору в скорости уступает.

Интересное ограждение кокпита — подобие бортов. Улучшает аэродинамику, защищает от брызг и от выпадения детей за борт, удобно размещать, не привязывая, всякую мелочь, а кто-то утверждает, что борта крадут полезное пространство, сложнее разместить груз. Тут уж, кому как привычнее.

Тоже конструктор, но уже не такой фатальный. Однажды доделанный, служит годами, на форуме много информации про возможности “тюнинга”. Но надо понимать, что время сборки указывается для исходной модели. Большинство доработок это время увеличивают (я слышал про увеличение с 1 часа до 4).

Инструкция.


Фирма Тритон

Бриз-Микро

Маленький, очень легкий и быстросборный катамаран. Быстро подхватывает ветер, понятен в управлении даже новичкам, на кого и рассчитан, при этом выигрывает по скорости у Ducky13, (зато последний выглядит по всем параметрам лучше, собирается быстрее и весит меньше).

Ветер

Очень продуманный и надежный катамаран, но довольно сложной конструкции. Первая сборка без опыта может занять полдня (кто-то пишет 6-8 часов). Далее постепенно можно сократить до 2-3 часов одним человеком.

Инструкция.



Фото 1-3 — Бриз-микро, 4-5 — Ветер (5 - доработанный).

Тайфун

Как и у Ветра конструкция сложная, первая сборка доходит до 5 часов из-за множества повторений неверных операций и множества болтов. Есть варианты защиты кокпита от брызг. Хорошая обитаемость. А вот транец рассчитан на мотор только до 3,5 л.с при весе катамарана в 130 кг. Зато площадь парусов больше, чем у близкого Каравана Новицкого.

Инструкция.

Волк, Циклон

Небольшие пляжники с упрощенной сборкой. Информации не очень много, подержанные периодически всплывают в продаже.



Фото 1-2 — Тайфун, 3 — Волк.

Парусная мастерская Сергея Новицкого

Витамин

Типичный пляжник. Быстро собирается, легкий, очень быстрый. Сергей неоднократно брал на нем призовые места в регатах. Есть исполнение в морском варианте, несколько вариантов парусов. Но некоторые используют и для походов по крупным водоемам

Vesikissa

То же пляжник, но уже и мини-походник: баллоны пошире, отсюда грузоподъемность побольше. Передняя палуба уже не опция, стаксель добавился. На нем уже уверенно ходят на Ладогу. Большинство владельцев ругаются на обратные штевни: от них при хорошей скорости много брызг, летящих на палубу. Красиво, но матрос постоянно мокрый, а для Ладоги это не очень приятно. В 2019 опробована другая (привычная) форма баллонов, надеемся, что пойдет в производство.

Караван

Соответствует названию – большое вместительное судно, готовое к длительным плаваниям. На нем уверенно ходят по крупным водоемам.



Фото 1-3 — Витамин, 4-6 — Vesikissa, 7-8 — Караван.

Яркат

Очень близок к Vesikiss’е. Длиннее, но уже, и поплавки уже. Тяжелее. При этом грузоподъемность заявлена в 360 кг, что, видимо, означает не рекомендованную, а максимально допустимую (у Vesikiss’ы заявлено 250 кг. При этом под 300 кг катамаран тяжело, но ползет, а под 400 кг команде было страшно и больше они обещали такого не повторять).

При этом клуб Яркатов регулярно путешествует неделю по Ладоге. Кто видел Яркаты вблизи, утверждают, что выглядят ярко, красиво. Но на регатах встречаются редко, поэтому реально оценить ходовые качества в сравнении с аналогами сложно.


Ducky

Основной акцент этих катамаранов на простоте конструкции, легкости и быстроте сборки. Но плата за это низкая посадка, меньшая мореходность, хотя Ducky 17 и 19 уже серьезные походники.

Ducky 13

Типичный пляжник. Легкий, быстрый, драйвовый. Подтвержденное время сборки одним человеком — 25 минут.

Ducky 14

Чистый спорт. Еще больше драйва, отличная управляемость.

Ducky 15

Универсальная лодка выходного дня. Сборка 45 минут. Можно установить переднюю грузовую сетку и отправиться в небольшое путешествие вдвоем, можно погоняться.




Фото 1-3 — Ducky13, 4-5 — Ducky14, 6-7 — Ducky15.

Ducky 16

Промежуточный вариант между пляжником D15 и круизером D17. Относительно новая разработка, время сборки даже меньше чем D15 из-за максимального упрощения конструкции, отсутствия гика. При этом выглядит серьезней из-за наличия стакселя, боковых карманов. По характеристикам почти тот же пляжный универсал или мини-походник.

Ducky 17

Это уже круизер. Мореходный класс безопасности С (против D у меньших моделей). Это бОльшая надежность и мореходность. Плата: больший вес, и в 4 раза большее время сборки (больше часа силами экипажа, т.е. 2 человека, против 45 минут одним человеком у D15)

Ducky 19

Флагман. Еще больше, еще надежнее, еще мореходнее. На нем ходят уже в открытый океан. При этом собирается за 1,5 часа 2 матросами.




Фото 1-2 — Ducky16, 3-4 — Ducky17, 5-7 — Ducky19.

СибКат

До недавнего времени СибКат ассоциировался исключительно с большим мореходным катамараном. Основной акцент на длительных автономных путешествиях при суровых условиях. Катамаран может быть исполнен в “морском” варианте с еще большей защитой от соленой воды. Отличительная черта —треугольная рубка, защищающая от брызг, она же создает дополнительное усиление конструкции, в которую вложен огромный запас прочности.

Плата, разумеется в весе и времени сборки. Но при этом конструкция продумана до мелочей, все детали опробованы создателем А.П. Куликом лично. И весь катамаран (включая постановку мачты) может быть собран одним человеком, “даже школьником”.

Есть возможность заказать огромное количество штатных улучшений, делающих управление еще проще, а нахождение на катамаране комфортнее. Стоит понимать, что это серьезный корабль за серьезные деньги. Если готовы платить за комфорт, удобство, надежность, то он не подведет.

Однако, компания пошла дальше и стала выпускать меньшие катамараны, облегченные и, соответственно, конкурирующие по цене с другими катамаранами подобных размеров:

СибКат 14

— маленький типичный пляжник, отличие от аналогов — пониженный кокпит, что делает посадку удобнее (до этого такое было только на тримаранах Кулик, но их я тут не рассматриваю).

СибКат 16

Новая разработка, поэтому характеристики пока ориентировочные. Позиционируется для непродолжительных походов. Т.е. промежуточный между пляжником и походником, при этом рекомендованные условия эксплуатации аналогичны СК-18.

Отличительные черты: палатка-рубка (как и на бОльших СибКатах); пониженный кокпит (как на СК-14) – делает более удобную посадку, большую высоту в палатке, но это крадет клиренс, поэтому к волне он более чувствителен, чем СК-18

Далее, начиная с СибКат-18 конструкция меняется не сильно, только растет размер. Это уже серьезные походники, на которых можно выходить в море.




Фото 1-3 — Сибкат14, 4-5 — Сибкат16, 6-8 — Сибкат18, 9-11 — Сибкат21.

L&K

Легкие катамараны, больший упор сделан на скорость - за счет удлинения мачты и грота. Это же придает катамаранам более спортивный вид. Рама из стеклопластиковых труб пассивна к воздействию морской воды. Сокращены шнуруемые участки палубы, шнуровка посредством стеклопластиковых прутков. Это обеспечивает быстрое и равномерное набивание палубы.



Фото 1 — Элка-регата, 2 — Элка-соло-регата.

Верфь Успенских

Катамараны быстрые, часто участвуют в соревнованиях, но походят и для семейных походов по крупным водоемам. У них близкая длинна (Более 6 м), при этом небольшой вес. Сейчас производят катамараны под заказ с парусностью от 10 до 18 м2.



Фото 1 — Fox, 2 — Форсаж.



Фотографии и основные характеристики взяты преимущественно с сайтов производителей:
Фирма Тритон http://www.triton-org.ru/parcat.html
Парусная мастерская Сергея Новицкого http://shtilu.net/
Vesikissa https://yarva.com/store/tovar/vessikissa/
Яркат http://yarkat.com/
Ducky https://www.ducky.com.ua/obzor-modelej/
СибКат https://kulik.ru/parusnyesuda/
L&K https://elandka.com/sailing-catamarans
Верфь Успенских http://sy.7us.ru/