Парус в системе спортивного туризма

Выдержки из Правил вида спорта «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» (далее — Правила) и комментарии.

Полный текст правил, утв. Приказом. № 255 Минспорта РФ от 22.04.2021 г (сайт Федерации спортивного туризма). Там вы найдете все подробности.

Номера пунктов соответствуют полному тексту правил. Комментарии выделены отступами и синим цветом шрифта.

1.1. Спортивный туризм (далее - СТ) - вид спорта, в основе которого лежат соревнования по прохождению спортивных туристских маршрутов в природной среде, включающих преодоление различных препятствий, а также соревнования по прохождению дистанций.

1.9.2. Официальные спортивные соревнования и физкультурные мероприятия по спортивному туризму проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта. Наименования спортивных дисциплин:

3.1. Характер соревнований по группе спортивных дисциплин «маршрут» - командный.

3.2. Участники соревнований выступают спортивными туристскими группами. Спортсмены группы представляют один субъект Российской Федерации, муниципальное образование, коллектив физической культуры.

Соревнования по прохождению маршрутов — заочные. Это «соревнования отчетов». Они проводятся по каждому из видов туризма в рамках чемпионатов регионов, России и мира (под флагом Международной федерации СТ).

Типовая форма отчета приведена в Правилах (стр. 81).

Отчеты о походах анализируются и оцениваются судьями с учетом сложности и новизны похода, обеспечения безопасности и ряда других факторов (методика есть в Правилах).

Если поход не соответствует требованиям СТ (например, одиночный), он рассматривается как путешествие, а не спортивный поход. Опыт путешествий может быть зачтен для следующих походов.

Очные соревнования на дистанциях (т. е. регаты) в этом материале не рассматриваются.

РАЗДЕЛ 2. ГРУППА ДИСЦИПЛИН «МАРШРУТ»

1.1. Спортивный туризм объединяет следующие виды туризма: ...— парусный (для передвижения используются маломерные парусные суда);

1.9.1. Спортивные туристские маршруты классифицируются... по категориям сложности.

1.9.4. Классификация и категорирование туристских маршрутов и препятствий осуществляется Маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК).

1.9.6. Факторы природной среды... не относятся к технически трудным препятствиями, но они влияют на трудность прохождения туристского маршрута и, следовательно, на категорию сложности.

1.9.8. Определяющими препятствиями (далее ОП) туристского маршрута для каждой категории сложности называются препятствия, которые, ...относят маршрут к одной из шести категорий сложности.

ОП разделяются по категориям трудности кт (по аналогии с категориями сложности маршрута).

Таблица 2.1 Требования к туристским маршрутам 1-6 категории сложности. Парусный туризм.

Параметр маршрута

Категория сложности маршрута

1

2

3

4

5

6

Протяженность эквивалентная7, км

150

250

350

500

700

1000

Район плавания8, км

Р

Р, О

О, М

М

М, ОМ

О, ОО

Минимальный набор
определяющих препятствий

1кт-3

2кт-2

3кт-2

3кт-1,
4кт-2

4кт-1,
5кт-2

5кт-1,
6кт-2

Ориентировочная продолжительность
активной части маршрута1, дней

6

8

10

12

16

20

1) Продолжительность активной части маршрута может быть снижена от указанной в таблице 2.1 в зависимости от квалификации спортсменов, подготовленности группы, характеристик маршрута и его особенностей, типа и характеристик используемых транспортных средств, парусных судов, средств сплава, наличия иных факторов, но не более чем: для 1, 2, 3 к.с. на 2 дня, 4, 5 к.с. на 3 дня, 6 к.с. на 4 дня.

7) Протяженность парусного маршрута эквивалентная - условная протяженность, учитывающая протяженность маршрута, а также тип и размеры парусного судна;

8) Классификация районов плавания: Р - речной, О - озерный, М - морской, ОМ - открытый морской, ОО - открытый океанский приводится на основе принятых нормативов Российского Речного регистра и международной яхтенной классификации World Sailing.

1.9.14.4. Для отнесения маршрута к той или иной категории протяженность активной части маршрута должна соответствовать или быть выше нормативной протяженности, указанной в таблице 2.1.

1.9.14.5. ...При превышении количества ОП ... по отношению к значениям, указанным в таблице 2.1, и (или) при наличии дополнительных факторов (трудности) маршрута допускается снижение требования к протяженности маршрута по сравнению с нормативной, но не более чем на 25%.

1.9.14.6. Продолжительность активной части маршрута (далее также - продолжительность маршрута), приведенная в таблице 2.1 ... определяет число календарных дней, необходимых для прохождения эталонного маршрута группой со средним уровнем подготовки. Значения продолжительности являются рекомендуемыми.

Продолжительность прохождения конкретного маршрута может быть больше рекомендованной за счет увеличения протяженности маршрута по сравнению с нормативной, за счет увеличения количества препятствий (факторов) ..., а так же за счет возникновения различных возможных ситуаций на маршруте, ухудшения погодных условий и пр.

1.9.15. Наиболее распространенными ОП .... для парусных маршрутов являются:

См. Приложение 1

5.2. Требования к спортсменам, спортивной туристской группе, средствам сплава и средствам передвижения

5.2.1. Общие требования к возрасту спортсменов, минимальному составу спортивной туристской группы, туристскому опыту участников и руководителя группы, количеству средств сплава или средств передвижения… приведены (для парусных маршрутов) в таблице 2.8.

Участники группы, совершающей спортивный туристский маршрут, в котором предусмотрено прохождение категорированных ОП, должны иметь опыт прохождения, а руководитель группы — опыт руководства прохождением аналогичных ОП: для ...парусных маршрутов — не более чем на одну категорию трудности ниже максимальной категории трудности ОП для к.с. заявленного маршрута. Руководитель группы должен иметь также опыт прохождения ОП максимальной к.т. для заявленного маршрута.

5.2.2. Руководитель спортивной туристской группы… должен иметь опыт руководства прохождением маршрута предшествующей к.с. и опыт участия в прохождении маршрута той же к.с. в том же виде туризма. Участник спортивной туристской группы должен иметь опыт прохождения маршрута предыдущей категории сложности в том же виде туризма. ...

5.2.2.1. Для руководства маршрутом 6 к.с. по согласованию с членами МКК - судьями по виду допускается замена требования к руководителю группы – руководство маршрутом 5 к.с. и участие в маршруте 6 к.с. на ... руководство двумя маршрутами 5 к.с.

5.2.2.2. При количестве шесть и более спортсменов в туристской группе, совершающей маршрут 2-5 к.с. … по согласованию с членами МКК - судьями по виду одна треть участников группы может иметь опыт прохождения маршрута в том же виде туризма на две категории ниже, чем к.с. заявленного маршрута. Для участия в маршруте 2 к.с. – опыт прохождения степенных маршрутов любого вида туризма.

Степенной маршрут (далее ст.с) — промежуточная ступень между походами выходного дня и категорийными походами. Имеет степень сложности от 1 до 3 и является более коротким и простым, чем соответствующий категорийный.

Эти спортсмены должны иметь опыт прохождения ОП не более чем на две полукатегории трудности (для ... парусных маршрутов на две к.т.) ниже максимальной категории трудности ОП заявленного маршрута.

5.2.2.3. В качестве участника группы, совершающей маршрут 2-5 к.с., может быть допущен спортсмен, имеющий опыт прохождения маршрута заявленной к.с. в другом виде туризма и опыт прохождения двух ОП ...на одну к.т. ниже максимальной категории трудности ОП заявленного маршрута.

5.2.3. В отдельных случаях для обеспечения безопасного прохождения заявленного маршрута … может быть определен (назначен) заместитель руководителя группы. В частности, если на маршруте предусмотрено кратковременное разделение группы, то на этапе выпуска на маршрут должен быть определен заместитель руководителя группы.

5.2.3.1. В спортивной туристской группе, совершающей маршрут 6 к.с., наличие заместителя руководителя группы является обязательным.

Таблица 2.8 Требования к возрасту, туристскому опыту участников и руководителя, минимальному составу туристской группы, количеству судов.

Категория (степень)
сложности

Мин. опыт участия (У) и руководства (Р) к.с.

Мин. возраст, лет

Мин. состав, чел.

Мин. к-во судов

Участник

Руководитель

Участник (по году рожд.)

Руковод. (по дате рожд.)

У

Р

1-3 ст.с

-

ст.с

-

10

18

2

1

1 к.с.

ст.с

1

ст.с

113

18

2

1

2 к.с.

1

2

1

133

18

2

1

3 к.с.

2

3

2

153

18

2

1

4 к.с.

3

4

3

163

19

2

1

5 к.с.

4, (5)1

5

4, (5)1

18

21

3, (2)1

1

6 к.с.

5, (6)2

6, (5)2

5, (6 или 2х5)2

21

25

4, (3)1

1

  1. Согласно п. 5.2.9 раздела 2 Правил.
  2. Согласно пункту 5.2.2.1 при условии выполнения требования пункта 5.2.4 раздела 2 Правил.
  3. Решением судей по виду минимальный возраст отдельных участников группы может быть снижен не более чем на один год для участников, прошедших подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме на парусных маршрутах или в парусном спорте.

Примечания

1. Числовое значение, указанное в полях таблицы в скобках, применяется при выполнении сформулированных условий и пунктов Правил, указанных в соответствующих сносках. То есть, при выполнении похода на одной лодке и с минимально возможным числом участников (2 – для 5 к.с., 3 – для 6 к.с., см. п. 5.2.9)

2. Запись 2х5 означает – два маршрута 5 к.с.

То есть, при выполнении похода на одной лодке и с минимально возможным числом участников (2 – для 5 к.с., 3 – для 6 к.с., см. п. 5.2.9)
5.2.9. Прохождение парусных маршрутов всех категорий … допускается на одном парусном судне, если технические характеристики этого судна соответствуют по мореходности типичным ветро-волновым условиям на маршруте и разрешенному району плавания. При этом, с учетом характеристик парусного судна и особенностей конкретного маршрута, минимальное количество спортсменов (членов экипажа) в группе может быть: - на маршрутах 6 к.с. – 3 человека, а на маршрутах 5 к.с. - 2 человека, если все участники и руководитель имеют опыт, соответственно, участия и руководства маршрутом той же к.с. на таком же типе парусного судна.

5.2.11. Капитан средства сплава или парусного судна должен иметь опыт прохождения … на таких же или аналогичных ...парусных судах.

7.13.7. При прохождении парусных маршрутов каждая спортивная группа осуществляет комплекс мер обеспечения безопасности, которое включает:

7.16.13. Соревнования по спортивной дисциплине «маршрут –парусный (1-6 категория)» проводятся на различных видах парусных судов: разборных и надувных парусных лодках и катамаранах (многокорпусниках), а также на небольших неразборных яхтах. Конкретные классы и типы парусных судов, на которых туристские спортивные группы могут участвовать в соревнованиях, оговариваются в Положении. Допускается проведение соревнований в смешанном классе парусных судов.

Приложение 5 к разделу 2. Рекомендованный перечень специального личного снаряжения и специального группового снаряжения.

Наименование

Категория сложности маршрута, к.с.

1

2

3

4

5

6

Специальное личное снаряжение (на человека), шт.

2

Спасжилет

1

1

1

1

1

1

3

Комплект непромокаемой одежды

1

1

1

1

1

1

4

Стропорез / парусный нож

1

1

1

1

1

1

11

Индивидуальная страховочная система

-

-

-

-

1

1

19

Герметичная упаковка для вещей и документов

1

1

1

1

1

1

23

Фонарь налобный

1

1

1

1

1

1

Специальное групповое снаряжение на группу до 8 чел., шт.

1

Медаптечка (компл.)

1

1

1

1

1

1

3

Ремонтный набор (компл.)

1

1

1

1

1

1

4

Приемник спутниковой навигации (GPS и пр.)

1

1

1

1

1

1

5

Средство связи (моб. телефон, спутниковый тел., рация или др.)

1

1

1

1

1

1

6

Рации для связи между спортсменами

-

-

-

2

2

3

12

Швартовый / якорный конец длиной не менее, м

30

30

30

30

50

80

37

Средства сплава / парусные суда

Грузоподъемность не менее 80 кг/чел

Пр и м е ч ан и я:

3. Состав, количество и технические параметры зависят от вида спортивного туристского маршрута (спортивной дисциплины), характера и к.т. препятствий маршрута, запланированных к прохождению, численного состава группы и согласовываются с членами МКК – судьями по виду при выпуске на маршрут.

...

6. Для парусного туризма состав и количество специального группового снаряжения приводятся из расчета на одно судно.

Этот перечень снаряжения не полон. Для плаваний на яхтах рекомендуется руководствоваться разделами 4 и 5 Специальных правил World Sailing.




Приложение 1

Приведенный ниже материал отсутствует в Правилах и войдет в другой документ ФСТ — Регламент (проведения походов).

Районы плавания

Классификация районов плавания для целей парусного туризма опирается в соответствующей части на системы, принятые Речным регистром и в парусном спорте (специальные правила World Sailing).

Определяющим районом плавания считается наиболее сложный район на маршруте, если протяженность плавания в этом районе достаточна для категорирования маршрута. При недостаточной протяженности определяющим становится менее сложный район.

Приведенная ниже классификация подразумевает плавание в наиболее благоприятный навигационный период с характерными в это время силой и направлением ветров, волнением, температурой воды и воздуха. Для плаваний в менее благоприятные периоды район считается более сложным и для целей категорирования маршрутов приравнивается к следующему, что отражается знаком +.

1. Район Р (Речной) отвечает разрядам Л и Р Речного регистра.

Характерные акватории: Волга на свободных участках, Кама, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Нева, Печора, Селенга; Волго-Балтийский водный путь; Иваньковское, Угличское и Горьковское вдхр., Краснодарское вдхр., озера Селигер, Белое, Псковское и Чудское, Ильмень, Кубенское.

2. Район О (Озерный) отвечает разряду О Речного регистра.

Характерные акватории: Рыбинское, Куйбышевское, Волгоградское, Камское, Воткинское, Цимлянское, Братское, Красноярское, Новосибирское и др. крупные вдхр.; озера Балхаш, Выгозеро, Севан и др.; губы и низовья крупных рек (Финский залив до Кронштадта; Волго-Каспийский канал; Днепровско-Бугский лиман; низовья рек: Лены, Енисея, Южного Буга, Дона, Амур от Николаевска-на-Амуре, а так же заливы и шхерные районы Ладожского и Онежского озер.

3. Pайон М (Морской) отвечает разряду М Речного регистра.

Характерные акватории: озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль; устьевые участки крупных рек: устье Сев. Двины, Обская губа и устье Оби, Енисейский залив, Печорский залив, Амурский лиман; относительно защищенные прибрежные воды морей: Азовского, Балтийского, Белого, Каспийского, Черного, Эгейского, Северного с проливами Скагеррак и Каттегат, Средиземного и др.

4. Район ОМ (Открытый морской)

Прибрежные воды окраинных и межостровных морей.

Характерные акватории: Баренцево, Норвежское и другие моря Северного Ледовитого океана, Горло и Северная часть Белого моря, Охотское и Японское моря, Татарский пролив (кроме сев. части). К району относятся также открытые воды акваторий разряда М.

5. Район ОO (Открытый океанский), соотв. категории World Sailing 1, ОО+ соотв. категории 0)

Открытые воды океанов, окраинных и межостровных морей. Открытыми водами считаются находящиеся за пределами территориальных вод (12-мильной полосы от базисных линий).

Суда

При определении категорийности похода тип судна различается по наличию на нем каюты со спальными местами.

Каютными (обитаемыми) считаются крейсерские яхты и иные суда, имеющие помещение с конструктивно выделенными постоянными спальными местами (койками, гамаками).

Открытыми считаются суда, не имеющие помещений с постоянными спальными местами. Такие суда могут быть оснащены съемными тентами и палатками.

Препятствия

В качестве определяющих протяженных препятствий (ОП) в парусном туризме рассматриваются переходы  между двумя выходами на берег или якорными стоянками, имеющие повышенную трудность, например, пересечения открытых участков или движение вдоль неприступного берега, совершенные без использования двигателя, за исключением кратковременного (только при подходе и отходе). Категории трудности ОП действительны только для движения под парусами. Расстояние, пройденное под мотором, не учитывается при определении протяженности ОП. Применение мотора при проходе ОП может привести к незачету данного ОП при рассмотрении отчета.

Таблица 1. Категории определяющих протяженных препятствий (ОПП) парусного маршрута с примерами.

КТ

Для открытых судов

Для каютных судов

Длиной не более 6 м

Длиной >6 м (ориентировочно)

1

Переход вблизи берега в относительно защищенных водах в светлое время суток при различных курсах, включая бейдевинд, не менее 30 км по курсу.

То же, не менее 40 км

В зоне действия сотовой связи или УКВ связи с береговой станцией. Отвечает категории 4 WSSR*

2

Переход не менее 30 км  в светлое время суток при удалении от берега (укрытий**) более 5 км.

Переход не менее 40 км при удалении от укрытий более 10 км

Большую часть перехода доступна сотовая или УКВ связь. Отвечает категории 3 WSSR

3

Переход не менее 40 км с удалением от укрытий более 10 км, или переход не менее 30 км в сложном районе с приливными течениями.

Переход не менее 50 км при удалении от укрытий более 20 км, или не менее 50 км в сложном районе с приливными течениями.

4

Переход не менее 60 км с удалением от укрытий более 15 км или пересечение открытого участка не менее 40 км

Переход не менее 80 км при удалении от укрытий более 25 км

КТ 2Б и 3 отвечают категории 2 WSSR  Сотовая и УКВ связь доступны лишь в начале и конце перехода либо на одном участке.

5

Переход вдали от берега не менее 100 км длительностью более суток  или пересечение открытого участка не менее 70 км

Переход не менее 150 км длительностью более суток или пересечение открытого участка не менее 100 км

Требуется способность противостоять сильным ветрам, а в случае аварии автономно вести борьбу за живучесть до получения помощи (категории 1-2 WSSR). Связь на основной части перехода спутниковая или КВ.

6

Многодневный (не менее 2 суток и 200 км) переход вдали от берега или пересечение открытого участка не менее 100 км.

Многодневный (не менее 2 суток и 250 км) переход вдали от берега или пересечение открытого участка не менее 120 км.

Многодневный (не менее 3 суток и 350 км) переход вдали от берега или пересечение открытого участка не менее 180 км.

Переход (не менее 50 км) при наличии дрейфующих льдов

Суда должны быть полностью автономны, способны противостоять штормам, подготовлены к борьбе с серьёзными авариями без посторонней помощи (категория 1 WSSR). Применяется спутниковая или КВ связь.

Примечания

* Специальные правила World Sailing.
** Укрытием считается порт (марина), защищенная якорная стоянка, а для легких судов – любой берег, пригодный для высадки.

Способы движения

Парусные походы совершаются на судах, использующих энергию ветра. На судне с парусным вооружением без ограничений допускается также гребля или применение иного движителя с приводом силой человека.

Пройденная под мотором часть маршрута не учитывается при определении зачетной протяженности плавания и отдельных его участков и ОП. Эпизодическое применение мотора (для маневрирования, при заходах в марины и порты, при шлюзовании, подходе и отходе от берега и т.п.) не учитывается при определении категории сложности всего маршрута и категории ОП. Отсутствие на судне или в группе судов мотора может являться основанием для повышения категории сложности маршрута, если это не повлияло на безопасность прохождения.

При отсутствии в отчете данных, позволяющих учесть использование мотора, плавание не засчитывается в качестве спортивного парусного похода.

Протяженность маршрута

Фактическая протяженность маршрута и его участков определяется по линии движения без учета галсов на лавировках (по генеральным курсам).

Наличие в группе и использование моторов учитывается при расчете общей протяженности маршрута и каждого ОП. При зачете маршрута протяженность участков или ОП, пройденных под мотором, вычитается из соответствующей фактической протяженности маршрута и участков отдельных ОП.

Эквивалентная протяженность маршрута определяется с учетом типа и размера судов, для чего применяется поправочный коэффициент судна КС, приведенный в таблице ##.

Таблица ##

Длина корпуса судна по ВЛ, м

до 5

5 - 6

6 - 7

7 - 8

8 - 9

9 - 10

10 - 12

КС

1,25

1,1

1,0

0,9

0,8

0,7

0,65

Эквивалентная протяженность маршрута определяется с округлением до десятков км по формуле

ЭП = КС * (ФП  – М + 10 В)

где

ЭП — эквивалентная протяженность маршрута,
ФП — фактическая протяженность маршрута,
М — путь, пройденный под мотором или на буксире,
В — путь, пройденный на волоке (или при вынужденном движении на бечеве, т.е. в проводку).