Отчёт 1965-01

ПроисшествиеОверкиль байдарки с прямым парусом.
ПоследствияГибель человека.
ВодоемМосковское море
Дата1965 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:М.Ю.Лимонад, "Но лишь бы паруса над головой"


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Байдарка с прямым парусом и экипажем из трех человек шла в галфвинд недалеко от одного из островов. Вдруг начались сильные порывы. Пока пытались обрасопить рею и вывернуть парус до заполаскивания, ударил ещё шквал, который и положил лодку на борт.

Ликвидация аварии

В носу и в корме было по надутой камере от волейбольного мяча, но нужной плавучести это не давало, лодка, за которую опытались держаться люди, стала набирать воду и погружаться. Спасжилетов ни у кого не было.

Двое (М.Лимонад и его сестра) смогли доплыть до острова. Третий, Игорь Широкорад, продолжал держаться за лодку и пытался снять штормовку, теплую одежду и охотничьи сапоги, но не смог и при попытке доплыть до острова утонул.

Выводы

Автор пишет: ... И это целиком моя вина, которой я мучаюсь до сих пор. Всё пришло позже с опытом... Урок пренебрежения мерами безопасности я вынес навсегда.

Необходимо отметить, что ставить прямые паруса на байдарки и прочие лодки с малой остойчивостью опасно. На курсе фордевинд и полном бакштаге прямой парус безопасен и эффективен; такие паруса байдарочники часто делают из подручных средств, чтобы использовать попутный ветер.

Но прямой парус стремится развернуться перпендикулярно направлению ветра, а это значит, что на остром бакштаге и галфвинде он будет стремиться повалить лодку на борт. Успеть парировать поворот паруса по ветру на внезапном порыве – "обрасопить рею", как на больших парусных судах прошлого, трудно, если вообще возможно.