Отчёт 1984-01

ПроисшествиеШквал
ПоследствияОбошлось
ВодоемЛадога
Дата 17.07.1984
Автор сообщения или ссылка на источник: Натанзон Л.И.


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Группа, зарегистрированная МКК Московского областного турклуба, руководитель Ксендзов В.И., совершала 7-27июля поход III к.с. по маршруту Приозерск - Валаам - Питкяранта - зал.Хиденселькя - Сортавала - о.Кухка - Приозерск.

Видимо, это было первое пересечение Ладожского озера на разборных швертботах. Было мало информации о погоде и ветрах, связи не было. Поэтому, хотя рулевые и большинство матросов имели большой опыт походов, суда (переделанный Дельфин М222, Мева ЩМ4 и Мева 2081) почти весь поход шли в пределах голосовой связи, а первую часть маршрута (до Валаама) предпочитали вечерние (а иногда и ночные) переходы больших открытых участков. После достижения Питкяранты все чуть расслабились, т.к. наибольшие открытые участки были позади.

Инцидент произошел при переходе от о.Крестовый в сторону восточного прохода к Сортавале. С 14 часов ветер окончательно скис, небо затянуло облаками; гребли, кроме Дельфина, лениво. Около 17 часов началась слабая морось. Потом дождь начал усиливаться. К этому моменту Дельфин заходил в восточные шхеры Сортавалы, а Мевы отставали на 1,5-2 км, появился слабый фордак. В течение 15-20 сек (успели одеть только верх непромоканца) сила ветра возросла до 6 баллов. Мевы едва успели привестись и сбросить паруса, но за это время они практически догнали Дельфин. Шквал длился несколько минут. После ослабления ветра суда продолжили движение.

Выводы

Ситуация хрестоматийная: «если дождик, ветер вслед – жди от ветра разных бед». На таких серьезных акваториях расслабляться нельзя.

Хорошо, что опыт рулевых был достаточен.