Отчёт 1986-01

ПроисшествиеОверкиль на тримаране "Янтарь-турист"
ПоследствияЭкипаж спасен, серьезные поломки при спасработах
Водоемозеро Севан
Датаиюль 1986 г.
Автор сообщения:Сергей Реймерс


Как было дело

Я тримаранщик, ходил на "Янтарь-Туристе" на озере Севан, что в Армении. Севан достаточно суровое озеро, т.к со всех сторон горы и, стало быть, непредсказуемые сильные ветра.

Хозяин тримарана Попов Виктор, уезжая в отпуск, оставил его мне в полное распоряжение. Мой опыт был тогда 2 года под парусом. Перед его отъездом мы специально перевернули тримаран в штиль и поставили его на ровный киль.

Сделать это не составило никакого труда, все просто и спокойно: стал на поплавок и зацепился за шверт. Вообще я не понимал, как можно перевернуть эту посудину; ну а после учебного переворота вселилась уверенность, что даже если перевернешься, ничего страшного.

Теперь суть. Дело было ясным солнечным деньком. Ко мне приехали разные друзья, которых я катал с утра. Ветер прямо как по заказу: метров 5-7, и волна не более 0,5 м. После обеда ветер слегка усилился, меня попоросили смотаться к Чаячьему острову (7км), там исчез один из наших серфингистов. Смотался, притащил (у него сломался степс). По приходу на наш берег попросили добросить до электрички (от лагеря идти в лом, надо обогнуть залив).

Посадил четверых, отошли от берега и я увидел, что верхушка горы в тумане. Значит, через 15-20 минут жди сильный рваный ветер (редкий, но коварный). Успел всех довезти до электрички.

Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

На тримаране среди прочих недоработок был серьезный недостаток: по конструкции шверт поворотный, но его частенько клинило и приходилесь поднимать его как штыковой полностью из колодца и класть в кокпит.Так вот его заклинило и я его снял полностью при подходе к берегу. Высадил пассажиров и обратно.

Когда отошел от берега, шверт отказался лезть обратно, и я решил: нафиг он мне нужен в фордевинд, лучше покайфую на скорости, и понесся: ветер в спину, недалеко от берега, без волны — кайф.

Я находился на одном краю мыса небольшого залива, а лагерь на противоположном, так что я его чиркнул по курсу и промахнулся. Надо поворачивать. Захожу на оверштаг — лодку в левентик, второй раз — в левентик, третий — в левентик. Устал, башка не варит, о шверте забыл, а какой тебе оверштаг без шверта. Думаю — а чего тут, покручу фордак.

До того я несколько раз пробовал, но в слабый ветер. Кручу, и в этот момент порыв ветра, и волна, зарывается поплавок и меня с моей бывшей женой катапультирует метров на 7. Я даже не успел осознать, как это случилось.

Ликвидация аварии

Самый жуткий момент — когда я вынырнул и не увидел жену. Ее откинуло еще дальше, и, что было самым большим головотяпством, она была без спасжилета. Но вот, слава богу, появилась и она, растерянная — не то слово. Ей ору: быстро к тримарану, это спасение.

В общем, забрались, пришли в себя. Уставший до смерти и жутко голодный, думаю — надо ставить на ровный киль. Бывшая так напугана, что не может двигаться, не то что помочь. Сам перехожу на поплавок — не хватает моего веса, а шверта, за который надо бы потянуть, нет.

Затопил секцию поплавка, но все равно чуть не хватало веса. Мой друган дядя Соберт — спасатель, наблюдал за всем этим в бинокль и когда прошел час моих тщетных попыток, подкатил на катере.

Шкот намотался на его винт, подтянул мачту с парусом. Мотор срубил гик, погнул мачту и наконец заглох... Когда вытащили тримаран на берег, собрались все и решили, что восстановить не удастся.

Для меня хуже этого ничего не могло быть. Я взял отпуск и потратил его весь на восстановление. Сделал новый шверт (нужной ширины), достал трубу для гика, перешил парус из какого не помню. Труднее всего было выгнуть обратно мачту. Она согнулась в месте тройного усиления (труба в трубе более короткой), пришлось делать приспособления (если кому интересно, поделюсь опытом отдельно). В общем, за день до приезда Виктора тримаран был на воде. Честь спасена, репутация восстановлена, все ОК.

Выводы

Теперь самое главное во всей этой истории — выводы.

1. Не все, что знакомо в теории, обязательно сработает на практике.

Потом, оглядываясь на все это, удивляюсь, как я напрочь забыл про шверт и спасжилет.

Как забыл, что, если не хватает веса, надо прокинуть шкот через противоположный поплавок и использовать шкот как дополнительный рычаг (проверял потом; cтавится на ровный киль как по маслу одним человеком, даже с задвинутым швертом.)

Просто в реальной внештатной ситуации все выглядит не так, как в теории. Во-первых, надо не доводить без надобности до этой ситуации, во-вторых, никогда не забывать, что любая ситуация может возникнуть, даже если ничто не предвещает этого. В уме и желательно на практике надо довести до автоматизма действия в случае чего, т.к. башка может отказать в самый нужный момент.

2. Не доверять чувству уверенности. У гонщиков есть понятие битый и небитый.

Небитый — это гонщик, который может справиться с любым заносом, чувствует скорость и т.д., но еще не ошибался. Это самая опасная фаза.

Битый — это тот, который ошибся, выжил и, не бросив гонок, научился оценивать ежесекундно свои возможности и принимать решения исходя из этого.

Потом у меня появилось чувство страха перед фордаком особенно. Продолжалось это 2 года, даже не выходил на воду один. До тех пор пока я не вспомнил, как все произошло, понял свою ошибку и повторил ее (реально cмоделировал, но не доведя до переворота).

Ошибка банальная: при перекидывании паруса через корму я, не знаю почему, не отпустил шкот.

3. Никогда нельзя пренебрегать обучением и советами, как бы уверенно себя ни чувствовал.

Отдельное спасибо Кайцу (это такое имя), старому морскому волку, который после того, как я восстановил тримаран, во что он не очень верил, потом за 2 месяца действительно многому научил.

Вот, собственно, и все.


Как пояснил С.Реймерс, первая из двух носовых секций на этом "Янтаре" была закрыта вместо штатного тента алюминиевым листом (с ребрами жесткости снизу, чтобы при подходе к берегу можно было на него становитья). Было также усовершенствовано зачехление второй и четвертой (кормовой) секций. Вода в них не попала, после постановки на ровный киль отсеки были практически "сухие" и лодка имела нормальную плавучесть. Было также проверено, что без задрайки носовой и кормовой секций за счет штатных емкостей (поплавки и "трюм" 3-й секции) залитый тримаран остается на плаву, удерживая 4-х человек. При постановке на ровный киль около 2/3 воды из носа и кормы сливается, и лодка имеет приемлемую плавучесть.