Отчёт 1991-02

ПроисшествиеПоломка каркаса.
ПоследствияАварийная выброска.
ВодоемАзовское море.
Датамай 1991 г.
Автор сообщения или ссылка на источник: А.Шмигельский см. полный текст


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Несколько катамаранов совершали майский поход на Азове (планировалось пройти от Мариуполя до Казантипа). Как можно понять, экипажи шли иногда встречаясь, но независимо друг от друга, т.е. группы как таковой не было. Двигаясь на запад, катамаран Н.Корневой с экипажем из 3 человек в один из дней после привала на Обиточной косе во второй половине дня пошел на продолжение перехода при усиливавшемся ветре.

К вечеру судно находилось далеко от берега, и подходить к нему пришлось уже в полной темноте. Берег оказался сплошной протяжённой стенкой высотой 1,2-1,4 м, что увидели уже вплотную. Катамаран был прижат к стенке прибойной волной. Вытащить лодку на стенку вряд ли было возможно. Попрыгав в воду и развернув катамаран, экипаж пошел дальше в надежде попробовать найти другое место для высадки.

Этот эпизод сам по себе уже аварийный. Но примерно через 3 км удар очередной волны, и...

Авария

— Раздается довольно противный треск и катамаран оседает градусов на тридцать на правый поплавок. Баллон болтается где-то рядом, но не оторвало. После нешуточной суеты определяем, что сломался правый стрингер, а за ним и все шпангоуты правого поплавка. И он держится только на тросовых растяжках. Ветер к берегу. ... Сели верхом на левый поплавок. Крен сохраняется градусов 30. ...Идем на огни. В последний момент меняем ориентировочный огонь... это спасло нам жизнь. Выбрасываемся на пляжик. Вытаскиваем катамаран на берег. Баллон не успел спустить, прорыв оказался небольшой.

Наутро

Огонь, на который мы сперва шли, находился на конце длинного транспортера, располагающегося на столбах и предназначенного для загрузки зерна в баржи. Причалили мы на сто метров искусственных пляжей вокруг зернохранилища. А вправо и влево от нас стенка, ровная и гладкая, отполированная волной. Вправо и не видно конца, а влево в бинокль видно снижение о которое мы прислонились ночью, и несколько бетонных набережных, с молами.

Выводы

Можно понять отсутствие хорошей карты и детальной информации о маршруте — все мы, особенно в прежние годы, бывали в таком положении. Но раз так, тем аккуратнее надо было вести счисление, смотреть, куда идешь, а уж ближе к вечеру заранее держаться берега, тем более что погода ухудшалась. Тут, конечно, безалаберность была проявлена просто ужасная. А "техногенная" обстановка зернового порта, куда в темноте влетела лодка, оказалась не лучше скал.

О самой поломке. Вероятно, каркас пострадал еще при первом навале на стенку. Несмотря на столь редкую по тяжести поломку — разрушение фермы каркаса, баллон не оторвался благодаря тросовым растяжкам. Очень хорошо, когда элементы конструкции хоть отчасти "дублируют" друг друга в критически важных функциях, повышая живучесть лодки и шансы экипажа.