Отчёт 1991-03

ПроисшествиеОверкиль
ПоследствияПотеря судна и запаса продуктов
Водоемоз. Селигер, Осташковский плес
Дата1991 год
Автор сообщения или ссылка на источник:Лямцев Сергей Анатольевич (Serge37)


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Летом 1991 г. поехали мы на Селигер тремя байдарками. Две из них были оборудованны парусным вооружением, а одна нет, но взяли еще один парус в надежде на месте оборудовать им третью байдарку. В Осташкове собрали лодки и недолго думая (а надо было подольше) скатамаранили две байды с помощью весел, поставили на мою байдарку два паруса (по 3,5 кв.м) и тронулись в путь.

Авария и спасработы

Где то через час поднялась хорошая волна и переломило эти "балки" из весел. Передняя балка сплющилась и согнулась, а задняя переломилась и разломанным концом стала бить в шкуру ниже ватерлинии. При расстыковке кильнулась лодка без паруса, но хорошо встала верх килем. Пока я подходил к ним чтобы обуксировать к берегу, рулевой этой байды предпринял попытку поставить ее на ровный киль ( зачем он это делал ?), но неудачно. Лодка черпнула через борт воды и встала поплавком вверх носом.

Ветер разгулялся метров до 10 в секунду. Оба паруса на моей байдарке встали во флюгер, но даже в таком положении создавали большой кренящий момент при положении бортом к волне и ветру. Из перевернувшейся байдарки достали только два рюкзака и положили их на мою лодку. До берега было метров 200, но идти бы пришлось при боковом ветре, что грозило оверкилем и моей байдарке. Поэтому, развернувшись кормой к ветру, минут сорок дрейфовали (паруса даже при синхронном выведении бабочкой из флюгера грозили перевернуть или разломать лодку) к другому берегу. Грести с двумя людьми, находящимися в воде и держащимися за борта байдарки практически бесполезно — лодка просто не имеет хода. На полпути подошла третья байдарка, на которую я передал одного человека за бортом.

Короче, пока добрались до берега и вернулись уже на пустой байде к месту катастрофы на воде болтались только "свидетели" кораблекрушения (вьетнамки, пакетик с конфетами и т.д.). Глубина в этом месте доходит до 20 метров и байду мы так и не нашли. Самое обидное было то, что в ней находился весь запас круп, макаронных изделий и сухарей, а тогда все продукты в Осташкове были по карточкам и нам пришлось две недели питаться только супами из пакетиков, тушенкой, сгущенкой и салатами из щавеля.

Выводы

Для постройки катамарана из двух байдарок в качестве балок использовать штатные весла нельзя. В утонувшей байдарке не было емкостей аварийной плавучести. Экипажи всех наших трех байдарок были без спасжилетов, что не позволило оставить перевернувшийся экипаж в воде около тонущей байдарки с целью бысто дойти до берега (200 м), снять парусное вооружение, разгрузить байдарку и вернуться для продолжения спасработ.

Прим. сост.:
Конструкция парусного вооружения должна обеспечивать быстрый спуск паруса в любой момент, а не только на берегу. Нельзя рассчитывать на то, что парус во флюгерном положении имеет малое сопротивление и не будет кренить лодку. Внезапные удары, завихрения ветра все равно опасны, да и в ровном потоке устойчивость паруса во "флюгере" не абсолютна: некоторые трепыхания будет совершать даже плоская "доска". Аэродинамического сопротивления за счёт ометаемой этим трепыханием площади на шквале может оказаться достаточно, чтобы положить байдарку без поплавков.

PS. Вот что пояснил Сергей:
Один парус был "Стриж" с загнутой верхней частью, а второй гафельный. Гафельный был от парусного вооружения к "Романтике-3" и его конструкция в принципе не позволяет убрать парус на воде, только целиком вытащить мачту из крепления. А на "Стриже" не был пропущен грота-фал и фаловый угол просто крепился к верхней дужке. Мачты свободно-стоящие и при наличии только одной мачты, во флюгере никаких проблем не возникает.

Та самая байда-трёшка со Стрижом, здесь без поплавков.Кроме того, если байда шла в автономе, а не в виде ката, то она оснащалась аутригерами из надувных бревен. Но в тот раз на моей "трешке" стояло две мачты. Плюс к этому лодка была здорово нагружена - первый день путешествия, съесные запасы еще не затронуты и вдобавок еще два мокрых рюкзака из кильнувшейся лодки, вес которых я даже не могу оценить.

Когда после кораблекрушения дрейфовали по ветру, с каждой крупной волной, через корму мне заливало по пол ведра воды. Жена еле успевала отчерпывать ковшиком. Я в этот момент остервенело молотил веслом, но лодка с двумя "плавучими якорями" стояла как вкопанная.

...Когда выбрались на берег, пол-ночи обсуждали в чем были ошибки и пришли к выводу, что проще было пересчитать что было сделано правильно: не забыли байдарку в поезде - это правильно, собрали лодки в пяти метрах от берега - это правильно и т.д.