Отчёт 1991-05

ПроисшествиеПоломка поплавка на тримаране "Янтарь-турист"
ПоследствияАварийная выброска
Водоемозеро Севан
Датасент. 1991
Автор сообщения:Сергей Реймерс


Конструктивные недоработки

1. Поплавки "Янтаря" состоят из 2 секций, которые крепятся болтами друг к другу, а затем поплавок крепится к 2 поперечным балкам (трубам). При этом правый поплавок крепится к обеим трубам задней секцией, а передняя "висит", держась на стыкующих секции болтах. Боковые удары волн способны постепенно разрушить сварной шов между боковыми стенками передней секции и ее "транцем", через который проходят крепежные болты. По шву образуется трещина, и, если не предпринять мер, дело может дойти до отрыва носовой части поплавка.

2. Поплавок крепится к трубе болтом сверху через трубу насквозь, гайка находится снизу.Зазар между гайкой и поплавком 1,5-2 мм. Если болт чуть длиннее, то он, недотянув, упирается в поплавок, а если короче, то работает в пол-резьбы. Самое неприятное, что болт надежно не застопорить от прокручивания, т. к. сверху круглой трубы пружинная шайба ("гровер") не очень работает.

Обстоятельства

Дело было на ежегодной гонке на кубок "Голубой Севан". Всегда гонялись крейсера, а тут организаторы предложилил погоняться и нам, тримаранщикам, по укороченной дистанции).

Перед гонкой я заметил на одном тримаране трещину на поплавке, предупредил об опасности и даже начал отговаривать капитана от участия в гонках. Он сказал, что ерунда, эта трещина уже месяц, в крайнем случае будут чаще откачивать воду. В общем, в 10:00 стартанули, и понеслись. Гонку описывать не буду. Я с товарищем финищировали первыми, где-то в 22:30, ориентируясь на огни (организаторы вообще расчитывали на час ночи, просто дул хороший ветер). Через 35 мин. пришел второй тримаран, ждали третьего, не дождались пошли в лагерь. Подождали еще часок, не появился. Вернулись судьи с двух знаков дистанции, и мы узнали время когда они огибали знак.

Молодая жена одного из членов экипажа невернувшегося тримарана закатила неимоверную истерику... Надо было чего-то делать.

Авария и спасработы

Под шумок я вытащил из кают-компании шестерых опытных яхтсменов. На свежем воздухе вспомнили какой дул ветер, как кто шел, проанализировали время прохождения знаков. Поняли, что уже при подходе ко второму (поворотному) знаку у них были неполадки, но они ничего не сказали судьям, сказали, что идут на финиш. Я вспомнил о трещине в их поплавке и, учитывая, что ребята опытные, смоделировали их возможные действия:

Скорее всего, они сделают сторону поплавка с оторванным носом наветренной, чтобы она была в воздухе. Исходя из ветра, примерно рассчитали, куда они могли придти таким курсом. Двумя тримаранами пошли по морю и две машины отправились по берегу. На машины надежд было мало, т.к с трассы съезд к воде лишь в нескольких местах.

Шли в полной темноте, этот берег все знали назубок и хорошо знали, где какие огоньки на берегу. Из лагеря забрали все фонарики, дабы нас было видно с берега. Спустя 3 часа, где-то в начале четвертого, увидели на берегу костерок и движущийся кругами огонек. Подошли — точно, они с оторванной передней частью поплавка.

Выяснили, что у них полавок начал расходиться по шву при подходе ко второму знаку. Решив, что когда они его обогнут, курс будет таким, что нагрузка на поплавок будет мала, они пошли на финиш. Но ветер с волной распорядились иначе, и где-то через полчаса после огибания знака шальная волна оторвала носовую часть (которую они умудрились не потерять). После этого они уже просто шли единственно возможным курсом, повезло, что ветер не крутил, да и направление было неплохое. Несколько раз чуть не перевернулись, когда ветер стихал надо было быстро реагировать, чтобы не зарыть остатки поплавка.

Перед выходом одна из наших девиц положила мне в тримаран пакет, а что сказала, я пропустил мимо ушей. Открываем, а там теплые вещи, еда и бутыль. Единственная из наших подруг, которая реально помогла в этой истории, т.к. ребята были легко одеты и голодны как волки (гонка все-таки). Она не ударилась в эмоции и советы, а подумала, что может конкретно сделать полезного. Вот, собственно, и все про первую историю.

Вторая история про поплавки.

Выводы

(Прим. сост.). Организация гонки не выдерживает никакой критики. Ничего себе сокращенная дистанция — на 12 часов ходу с ночным финишем, и это при хорошем ветре. А если бы ветер скис? О средствах связи и речи нет.

Спасработы организовали сами же тримаранщики, пошли искать друзей после 12-часовой гонки. Катера для этого не оказалось.

Конечно, решив продолжать гонку, экипаж аварийного судна совершил ошибку. Надо было остаться с судейским судном и вернуться на буксире. После аварии лучше было бы сразу взять рифы, чтобы уменьшить нагрузки и идти спокойнее. Если бы "чуть" не сработало и лодка легла, happy end'а у этой истории не было бы...

А теплые вещи в гермушке и перекус нашему брату туристу не мешает иметь с собой, даже отправившись из лагеря "покататься" на часок-другой. Известна поговорка: идешь в море на день — припас бери на неделю.