Отчёт 1995-01

ПроисшествиеШторм, удар молнии
ПоследствияНет
ВодоемБелое море
Дата1995
Автор сообщения или ссылка на источник:Сообщение Ильи Лукомского


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

В 1995 году состоялся поход на Белое Море, закончившийся через 3 дня после сборов. Из 12 человек 9 были там впервые. Из 3 лодок (самоделки, длиной 6 м), до этого на море побывала только одна, И.Лукомского.

Перейдя после старта на о. Осинка к востоку от Сорокской губы, группа была вынуждена пережидать шторм.

Часовое затишье приняли за конец шторма и пошли на о. Жужмуй. Сразу же вдул юг-югозапад 15-20 м/с. На двух лодках сложились мачты. Рации накрылись. На Осинке остались 2 девчонки (без жратвы, спичек, спальников и палатки). //— ?! Почему их там оставили, как такое могло произойти - непонятно. прим.сост.

Катамараны разбросало. Один добрался до мыса Выгнаволок, второй вернулся на Осинку, третий добрался до о.Жужмуй, о чем остальные не знали.

Ветер сопровождался проливным дождём и грозой, под которую попали все три катамарана.

Из рассказа капитана Сергея Бочарова: "Вдруг на топе мачты раздася звук, похожий на треск электросварки (долгий звук, несколько секунд). Успел крикнуть: "Все от металла!" Сразу вслед за этим, метрах в 50 ударила молния. Боковая ветвь попала в мачту — одновременно от топа разлетелся сноп искр. Перекличка установила что все живы. Гроза ушла с ветром. Уже на берегу разглядели мачту. Никаких следов не обнаружили."

Очевидно, спасло заземление (руль и шверт были деревянными, но за лодкой волочили небольшой кусок троса).

Спасательные работы

Обратились в милицию в Беломорске. С Осинки всех сняли гидрографическим катером, потерянный катамаран нашли на Жужмуе — на следующий день ходили туда на мрб. Все остались живы. Встретились все вместе на Выгнаволоке и уехали в Москву.

Выводы

Выводы,которые мы сделали.

  1. Беломорские менты - классные ребята. Если кто-нибудь также влипнет, идите в милицию. Там вам помогут.
  2. Один мотор на 3 лодки избавил бы нас от всех опасных преключений. Я тогда со сломанной мачтой прошёл в 10 метрах от острова, но не смог эти 10 метров против ветра преодолеть. На вёслах не смогли выгрести, т.к. грот заклинило в сломанном ликпазе. Мотор лучше иметь не слабее "Ветерка". Тогда один катамаран сможет вытянуть против почти любого ветра ещё парочку.
  3. Связь должна быть надёжной (проблема решаемая). Но на море надёжно только одно электричество - молния. (Ну,это уже наша универская пословица).

Описание катамарана (чтоб другим неповадно было).
Катамаран был сделан из деталей Простора. Продольный лонжерон имел 2 стыка, длиной он был 5.5 м. Поперечных балок - 3 шт., длиной 3.3 м. Т.е."полтора Простора". Всё собиралось на родных просторовских узлах. Надстройка представляла собой боковые обвесы высотой 60 см.в носу и 40 см.в корме. Добавлена центральная продолина, на ней стоял шверт. В носу был сделан "трамплин". Трубы надстройки образовывали поплавковые фермы. Корпуса самодельные, длиной 6 м. Материал - теза, БЦК, диаметр по миделю - 56 см. Секций - 2. Мачта - труба 80*2 длиной 7.8м, без краспиц и ромбов. Грот - родной от Простора, стаксель - 6 м.кв. На корме - лавка во всю ширину. На носу ставился тент. Вес катамарана - 170 кг. Экипаж - 4 чел. Построен был за 2 месяца в одиночку. Назывался "Петр Мамонов". Ходил неплохо, Альбатрос обгонял на любых курсах, в любые ветра. Комфорту было - завались (по сравнению с Альб.). Отходил 2 сезона на Белом Море. Второй сезон описан выше.

Осмотр после 8-часового шторма установил частичное разрушение практически всех просторовских узлов. Корпуса вылезли из ликпаза на метр с кормы и держались на дополнительных завязочках. Катамаран ремонту и восстановлению не подлежал. Продлись этот шторм ещё полчаса, нас бы не было в живых. <р>Всем, кто ходит на Просторах: нельзя увеличивать его в размерах! Боже упаси ставить корпуса больше чем родные!

Прим. сост.:

Вряд ли можно рассчитывать, что мотор вытянет в шторм 2-3 лодки. Буксировка на большой волне может оказаться попросту невозможной, да и на одной лодке условия работы мотора будут тяжелые, с частым хватанием воздуха. И отказы случаются в самое неподходящее время. Естественно, мотор должен соответствовать катамарану: Ветерок-8 - это для "тяжелого крейсера", но никак не для лодок от Альбатроса до Тайфуна.

Действительно мореходная лодка должна позволять пусть потихоньку, но пробиваться против ветра под глухо зарифленным парусом. В 7 баллов это реально. Больше - трудно сказать, не дай Бог попасть...