Отчет 1998-03

ПроисшествиеПадение мачты
ПоследствияЗадержка для ремонта
ВодоемОнега
Дата10.08.1998 г.
Автор сообщения:Г.Шмерлинг


Обстоятельства

О начале похода, когда наша группа разбрелась, см. отчет 98-02. Потом наш катамаран (М150 "Сталкер", 10 кв.м, семейный экипаж: рулевой, жена и дочь) встретил в походе "Простор" Дмитрия Талызина, также шедшего семейным экипажем, и с 1 августа мы вместе шли на север, к Медвежьегорску.

Однако, в последний переход катамараны пошли поодиночке. Дело в том, что поезда на Москву проходили Медгору в 7 утра и в середине дня (14-15 час.). Можно было, сдав лодку в багаж, вечером уехать в Питер. Этот вариант устраивал нас, но не устраивал Талызиных. Чтобы надежно успеть на поезд, они встали ни свет ни заря и стартовали на Медвежьегорск в 6 утра. Мы, поднявшись и проводив их, тоже не стали засиживаться и вышли в 7.45.

Место последней стоянки (хороший песчаный пляж с сосняком за ним) показано на карте красным треугольничком. Дальше на север тянулся скалистый берег. Ветер был NW балла 4; отойдя от берега и сделав контргалс, мы повернули и пошли на север в бейдевинд правого галса, которым, похоже, можно было идти до города.

Авария

На холмах к востоку от Онеги наше внимание привлекла очень высокая радиомачта, которую экипаж разглядывал в бинокль. А рулевой с умным видом рассказывал про растяжки, краспицы и предварительно напряженные конструкции. И в это самое время (сгинь, нечистая сила!), без какого-то особого порыва ветра и прочих явных причин наша собственная мачта вдруг пошла-пошла вбок и бултыхнула в воду.

Насколько помню, на секунду было чувство какого-то предательства — как же так?! Страх, не пробит ли баллон или сломана рама? — нет, слава Богу, все в порядке, и никого не ушибло. Паники на борту не было, сказал своим что-то вроде "лодка цела, все нормально, идем к берегу чиниться". Время 8.10. Примерное место аварии показано крестиком.

Ликвидация аварии

Втащили мачту и парус на борт. Под ветром — скалистый берег, выброска на который не сулит ничего хорошего. Не так чтобы и сильный накат, но все равно, чтобы не разломало лодку, надо в воду лезть держать, где там чиниться. Впереди виден мысок — туда и погребли. Что легче вернуться назад, по ветру, на знакомый пляж — не сообразил!

Ну, дочка на руль, мы с женой за весла и вперед. Гребля на кате удовольствие ниже среднего, и с физподготовкой у нас не очень. Лопатить приходится напряженно, за мысок как раз надо выбраться, и тут супруга говорит - все, не могу больше - и весло опускает. Я, видимо, довольно взвинчен был, т.к. выдал фразу, которую потом мне не раз вспоминали: — Жить хочешь — греби!! И ничего, погребли дальше.

За мыском ветра нет, и песочек нашелся (а чуть дальше хорошая бухта с пляжем). Пристани, которая отмечена на карте, не видели, но остов какого-то суденышка у берега там торчал.

Причалили, причина ясна: раздалась моя заделка ванты, сделанная закруткой троса в алюминиевой трубке. Способ прост и не требует особой оснастки, но наименее надежен... вот и результат. Здесь трубка была коротковата — сантиметров 5.

Закрепил ванту, подняли мачту, вышли в 9.10 и в 10.15 были на пляже Медвежьегорска, где нас радостно встретили Димыч и его компания. Уехали вместе, на поезд не опоздали. Стоило ли разделяться? Была бы рядом вторая лодка — могла бы помочь буксировкой, да и чувствовал бы себя аварийный экипаж спокойнее.