Отчет 2001-01

АварияКонтакт с ЛЭП
ПоследствияБез последствий
ВодоемБалтийское море
Дата19.07.2001 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Г.Шмерлинг


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

В походе по Финскому заливу катамараны М 294 (13 кв.м, рулевой А.Макаров) и М 150 (10 кв.м, рулевой Г.Шмерлинг) после долгого напряженного перехода подошли к г. Мариехамн. Выяснилось, что разбивка лагеря для дневки в месте причаливания неприемлема, а до кемпинга, где предполагалось остановиться, нужен дополнительный переход. При этом для значительного сокращения пути можно воспользоваться узким "каналом", который, как нам сказали, годится для лодок с малой осадкой.

Было решено идти в кемпинг под мотором, и М 294 взял М 150 на буксир.

Вскоре была обнаружена нужная протока, перешедшая в прорытый канал шириной не более 10 м. Ветер был встречным, а глубина казалась пока достаточной, и мы продолжали идти под двигателем на малых оборотах, всматриваясь в воду, чтобы обнаружить камень или мель. При направлении движения на запад мешало, слепя глаза, вечернее солнце.

Уже на выходе из канала мы услышали удар, мотор откинут и заглушен, но это не камень! С M150 с недоумением увидели зацепившиеся за нос первого катамарана кольца какой-то проволоки, а через мгновение недоумение сменилось ужасом — над нами ЛЭП!

Три провода, по паре здоровых стеклянных изоляторов у столба. Один из нижних проводов оборван — он на лодке!!! Но экипаж в порядке, кричат, что ничего не почувствовали. Через пару секунд мачта М150 проходит под оставшимися проводами. Она на метр с лишком ниже...

Ликвидация аварии

Обесточенный провод сбросили в воду, мотор завели, дошли до кемпинга... и до сих пор гадаем, что нас спасло. Первой мыслью было, что линия вообще отключена. Но с какой стати? (Вскоре мимо кемпинга по дороге в сторону обрыва, а потом назад проехал желтый фургончик, похожий на аварийку).


Тот самый проход и провод... снимок с борта парома, 2009 г.

Выводы

Скорее всего, спасли нас меры предосторожности, принятые на такой случай финскими электриками (наверное, мачта М 294 была на этом проводе не первой). Немыслимое дело — порвать мачтой неслабый провод ЛЭП! Значит, было предусмотрено специальное слабое звено. И, повидимому, стоит автомат, сравнивающий токи в проводах и мгновенно отключающий линию при самой малой утечке (есть даже бытовые розетки с такими устройствами). На следующий день завалили лодку — никаких следов на мачте и стоячем такелаже не обнаружилось. (Было дело, на мачте "Янтаря" В.Закладного при сходных обстоятельствах осталась прогоревшая отметина на память о встрече с местной линией от дизельной электростанции в селе Лямца).

Описанный В.Калачихиным аналогичный случай на российской ЛЭП привел к гибели одного человека и поражению второго.

Коллеги-парусники, да хрен с ними, с камнями — подходя к берегу, не забывайте смотреть вверх, на небо!

В конце напряженного походного дня внимание притупляется. Значит, бдить надо вдвойне.

Ну, а мачта? Отчасти из-за не совсем удачного кроя паруса, отчасти чтобы не убегать от M150 — но, так или иначе, за весь поход на М 294 ни разу не были отданы рифы, и тот самый метр с гаком мачты торчал вверх зря. Владельцам больших катамаранов, тем более при расчете на двигатель в слабые ветра, для походов можно посоветовать завести вариант вооружения пониже. У летчиков "при пилотаже лишние 100 м высоты лишними не бывают", а у нас и полметра высоты мачты могут оказаться ох какими лишними.