Отчёт 2001-06

ПроисшествиеПоломка руля в шторм
ПоследствияДрейф, опасное пережидание шторма на якорях
ВодоемЯпонское море
Дата2001 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:А.П.Беликов


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Этот случай произошел еще в 2001 году во время второго дальневосточного похода на тримаране «Попандопола».

Хронологически-эмоциональный рассказ о нем уже был опубликован в статье одного из участников похода Петра Каменченко (http://parusanarod.ru/bib/papers/2001/osterr/index.htm). Возвращаюсь к тому случаю, но теперь в «техническом» аспекте.

Как потом выяснилось, мы попали в очередной тропический циклон – тайфун, которые регулярно добивают с Филиппин до Сахалина или Курильских островов. Находились мы в северной части Татарского пролива, практически ненаселенной и с малоинтенсивным судоходством. Так что об объявленном в Японском море штормовом предупреждении просто не знали, да и узнать было неоткуда.

Местные же признаки погоды выглядели следующим образом: Сперва горизонт с юга, а потом и все море затянула дымка, влажность повысилась, давление падало, но медленно, ветер так же медленно менял направление «против солнца», с юго-западного на юго-восточный. По «правилам румбов» в умеренных широтах северного полушария, такие изменения сулят ухудшение погоды, возможные осадки и ветер до умеренного, возможно порывистый. В общем, похода не лучшая, но, как казалось, вполне ходовая. Основное отличие заключалось только в идущей с юга тяжелой зыби – длинных и пологих волн высотой 1,5-2 метра.

Теперь то мы знаем, что именно это является основным признаком приближения тайфуна и его же основным отличием от фронтального циклона. Несмотря на сильный, штормовой до ураганного ветер в тайфуне, скорость перемещения самого этого атмосферного вихря относительно невелика. Поэтому и разогнанная им волна значительно опережает усиление ветра.

Мы вышли с плановой стоянки в бухте Аласутай и двигались на север. Переход предполагался большой, около ста километров, с удаление от берега километров на 20-25. Постепенно ветер усилился, сначала баллов до четырех, потом до пяти. Зыбь быстро превратилась в несоответствующую силе ветра огромную волну (Pic. 01). Заподозрив неладное, мы сначала зарифились и увалились под ветер в сторону берега, а затем заменили грот на штормовой трисель.

И вот тут, на курсе полный бакштаг и случилась авария – сломался баллер руля, точнее не сам баллер, а болт, крепящий его к нижним подкосам.

Ликвидация аварии

Причина поломки - это тема отдельного рассказа. Если коротко, то это пресловутый «русский авось». Об износе этого узла я уже знал, но вместо того, чтобы «хирургическим способом» заменить весь баллер, сделал «терапевтическую примочку», подправив резьбу и удлинив болт. В критической ситуации «примочка отвалилась», и как наиболее часто это и случается, на полном курсе.

Cитуация действительно было критической. Ветер усилился уже баллов до шести, волна быстро выросла на «старых дрожжах» до двух с половиной метров. А мы неуправляемы, а до берега более 20-ти километров. И собственно, берег мало чем мог помочь, судя по карте там сплошные скалы – отроги Сихотэ-Алиня.

Отдали с носа плавучий якорь, благо после опыта первого дальневосточного похода он всегда был наготове. Убрали трисель, оставили «автоматический» стаксель, плавучий якорь перенесли на корму и запустили двигатель.

Тримаран приобрел некоторый ход, якорь удерживал его по волне и ветру. Но двигатель был – «Ветерок-8», ну никак не морской мотор, поэтому довольно быстро «захлебнулся». Скорость относительно воды упала, якорь не справлялся, тримаран стало забрасывать на ветер. На одном из таких забросов стаксель резко перекинулся на другой галс, и от удара треснул, а затем развалился узел нока гика-ушбона. Мы остались без стакселя, а тримаран потерял последнюю возможность хоть как-то управляться. Осталось последнее – дрейф.

Площадь имеющегося плавучего якоря для таких условий была уже недостаточной. Когда он находился на переднем склоне волны, его подхватывало циркуляционное течение, натяжение якорного конца ослабевало, и тримаран сразу начинал приводиться, подставляя борт волне.

Волна же к тому времени перевалила за два с половиной метра, кругом образовывались рушащиеся гребни. Необходимо было, в соответствии с рекомендациями из яхтенных учебников, заглубить плавучий якорь. Его быстро выбрали на борт, привязали передним ним верп – 7-килограмовый якорь Холла и снова отдали за корму. Плавучий якорь ушел на глубину и на некоторое время ситуация стабилизировалась, но не надолго.

Волна продолжала увеличиваться, якоря опять стало не хватать. Тогда связали углами штормовой трисель и на втором якорном конце бросили этот импровизированный плавучий якорь. Отрегулировали длину концов плавучих якорей так, чтобы они (якоря) в противофазе проходили гребни волн. Тримаран стал устойчиво лежать под некоторым углом к волне. Больше сделать мы уже ничего не могли.

Наступила страшная штормовая ночь. Установили вахты. К тому времени насквозь промокшие, трое из членов экипажа залезли в каюту, четвертый остался на вахте. Где-то в районе полуночи тримаран опять начало мотать волной.

Обнаружили потерю импровизированного якоря, толи отвязался, толи оторвался. В дело пошел кливер, который тоже связали углами. Так и прошла ночь.

Все остальное хорошо описано в указанном выше рассказе Петра. Единственно добавлю, что нам все-таки здорово повезло. Тайфун еще полностью не накрыл нас во время дрейфа. Это произошло на вторые сутки, когда мы смогли худо-бедно укрыться под берегом и отстаивались на якорях. Вот тогда ветер и достиг настоящей штормовой силы, где-то 23-25 метров в секунду.

Объективно ситуация была не намного лучше. Мы стояли у подветренного берега, который представлял собой сплошные скалы. Попытка высадиться на них была бы равносильна самоубийству, поэтому наши жизни, без преувеличения, висели на волоске, точнее, на двух якорных концах и двух якорях – становом 11-килограмовом Данфорте и том самом верпе.

Выводы

С того похода я с большим уважением отношусь ко всем рекомендациям по вопросам безопасности плавания и судового оборудования – якорям, плавучим и нет, страховочной обвязке, спасжилетам, аварийным рулям и румпелям и т.п.

P.S. Сцена этого шторма была отснята Петром Каменченко и вошла в фильм «Дальневосточная Попандополиада-2»
(http://www.fordak.ru/data/video/sail_yaponskoe_2001_belikov.avi)

Кадры из этой сцены иллюстрируют рассказ.


1. При взаимодействии с ветром зыбь быстро превращается в волну.


2. Облом руля.


3. Отдача плавучего якоря.


4. Дрейф на плавучем якоре.


5. Когда незаглубленный плавучий якорь находится на переднем склоне волны, натяжение его конца ослабляется (светлая полоска по центру кадра).


6. Опасная ситуация – обрушение волны у борта.


7. У прибрежных скал подветренного берега.