простые морские правила.
1. Не лезь в штормящее море без необходимости.
2. Принимать все возможные
меры предосторожности, как-то: - подготовить судно к штормовым условиям, надеть
защитное снаряжение и спас жилеты, приготовить средства для связи, ремонта и
оказания помощи потерпевшим.
3. Помощь от другого судна в шторм
труднодостижима. Максимум снять людей и доставить на берег.
4. Не забывать не
на секунду, спасать и защищать жизнь людей вот главная
обязанность капитана
и экипажа!
Анатолию, Диме, Илье и другим туристам парусникам.
Господа, давайте
попробуем поставить главный вопрос. Что мы делаем и для чего. В свете последних
Майских событий на Казанском ралли и в районе Дубны.
Небольшой разбор полетов...
Отправлено Дмитрий (195.34.32.11) on Май 04,
2003 at 13:09:34:
Что собственно происходило на Шевнице 2-го мая
Д:
-«Ветер утром 8-12 м/с с тенденцией к усилению. Один Простор ушел кататься и
потерял мачту примерно в километре от лагеря.»
1. Хочу обратить ваше
внимание на одно обстоятельство- в районе присутствуют ледовые поля, температура
воздуха плюс 8-1 градусов, температура воды около нуля, тенденция погоды на
ухудшение. Всё это явно не подходящие условия для беспечных покатушек с
портвейном и девчонкой в купальнике.
2. С момента как стало известно, что
катамаран в штормовую погоду потерял мачту начались спасательные работы. В
первую очередь спасение людей.
Необходимо снарядить самое надёжное и
мореходное судно для спасения, собрать максимально опытный и сильный экипаж,
сообщить спасателям и другим парусникам о аварии и плане спасательных работ,
подготовить лагерь для возможного приёма пострадавших. Командует спасательными
работами на воде, командир спасающего судна.
Д: - «С поляны было не видно,
что произошло, увидели только, что мачты нет. По ощущениям, минут через 20 мы с
Бекряшевым подошли к ним на Альбатросе. Все люди были целы, Простор стоял метрах
в 20-30 от ледяного поля, что практически при ветре 12 м/с лишало нас
возможности маневра.»
3. Кажется очевидным, что нужно было по возможности
снять людей и доставить в безопасное место. Спасение аварийной лодки отложить до
улучшения погоды.
Д: - « Скинули грот, чтобы замедлить лодку, пытались
бросить конец, дабы попытаться оттащить Простор ото льда. Конец оказался
запутанным. Под стакселем прошли вдоль кромки поля, смогли немного уйти на
ветер. Увидели, что следом за нами подходит Святогор, решили немножко набрать
высоту и посмотреть как будут развиваться события. Святогор крутанулся рядом с
Простором, и нам показалось, что у них проблемы с парусами. Однако, следом за
Святогором подошла моторная лодка и взяла аварийный Простор на буксир. У нас к
этому времени появились небольшие проблемы: ветер усилился (по ощущениям до 15
м/с), воду начало срывать с гребней. Святогор тем временем стало нести на льды
(но мы этого не видели, только полоскающиеся паруса). Когда добрались до
наветренного берега, нас уже удуло от лагеря километра на два. Не смогли
разглядеть мачту Святогора. Пошли назад, немного забирая на ветер. Желания
поднимать полного стрижа не было, а рифы у Сергея не предусмотрены. Каждая пятая
волна забрызгивала кокпит. Примерно на траверзе Земляничного увидели, как
моторка тащит Святогора без мачты.»
4. Спас работы для экипажа закончены,
нужно безопасно вернутся в лагерь. Если такой возможности нет, то в любое другое
безопасное место. А вместо этого экипаж на неисправном катамаране два часа
мотается по штормящему водохранилещю.
Д: - «После этого слегка расслабились и
часа два мотались туда-сюда подкрадываясь к острову. Была сделана попытка
поднять грот, но грота-фал перекрутился вокруг штага. Парус до конца не
поднимался, пришлось от затеи отказаться. Прошли вдоль наветренного берега на
веслах, насколько пустила ветровая тень, потом прыгнули на Земляничный, хватило
одного галса. Примерно через час ветер подстих»
5. После улучшения погоды и
наведя порядок на судне, а если нужно то и ремонт, нормально вернутся в лагерь.
Д: - «Примерно через час ветер постих, и Илья решил проверить свою
лодку.»
6.(1). Хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство- в районе
присутствуют ледовые поля, температура воздуха плюс 8-1 градусов, температура
воды около нуля, тенденция погоды на ухудшение. Только что закончилась первая
сцена аварийных работ. Всё это явно не подходящие условия для беспечных
покатушек и испытаний лодки.
Д: - «Напутствие не отходить далеко от берега и
идти только на ветер он смог выполнить лишь отчасти - лодка немного шла на
ветер, но отказалась выполнять повороты (так, по крайней мере, мне казалось с
берега). Отошел он примерно на километр, мне казалось, что в надежде закрыться
от ветра и развернуться. Тем временем ветер снова стал усиливаться. Как его
перевернуло, я не видел, увидел только, что лодка без мачты.»
И: - «Практически так. Кроме того, очень быстро оторвало шкотовый угол
стакселя, и эта и так лишняя тряпка стала отчаянно биться на ветру.
Я пытался
держаться острее, но реально ничего кроме галфвинда не выходило.
Мне
оставалось только удерживать курс, сколько получится, чтобы затем выброситься на
"материк". "На глаз" я не дотянул метров 150-200. В какой-то момент дунуло чуть
сильнее, волна поднялась чуть выше, и меня катапультировало...»
И: - «Фокус заключался в том, что ветер дул из-за острова, вроде как это
получается западный. Соответственно, для находившихся на его подветренной
стороне ветер и волны ощущались гораздо меньше, чем реально.»
Д: - «Через
10-15 минут к Илье подошел Миша на Бризенке и снял его с лодки. Илья сумел
выбраться на перевернутую лодку, поэтому в воде находился не больше 5-ти
минут.»
7. Поздравляю! Миша молодец! Так и надо!! Лодка пусть хоть тонет хоть
плывёт, люди важнее.
Д: - «Пока Илья переодевался и грелся, снарядили
экспедицию по подъему его пепелаца. Ушли на "Бегущих" я, Димастый и Дима
("автор" первых "спас-работ"). Ветер немножко стих, под зарифленным гротом и
стакселем без проблем добежали до перевернутой лодки, перевернули ее на ровный
киль, подвязали мачту и парус, взяли лодку на буксир, поехали назад. На ветер
выходили с трудом. На траверзе Земляничного опять усилился ветер. Лодка на
буксире перевернулась, подтянули ее к борту, поставили на ровный киль, поехали
удерживая ее вдоль борта. При этом управлять "Бегущими" стало большой проблемой.
Отдельные волны, по ощущениям, были до полуметра, на очередной волне не согли
удержать аварийный корабель, и он опять перевернулся. Некоторое время тащили его
за собой, но кроме сноса никакого движения не было. Опять поставили на ровный
киль вдоль борта, добрались до небольшой ветровой тени. Смотали парус (до этого
мачта с гротом просто лежала на палубе пепелаца, прихваченная шкертиком).
Появилась надежда, что уж тут он не кильнется. Сделали очередную попытку уйти к
Земляничному... кильнулся... гад. Ветер уже срывал воду с гребней. Возиться на
такой волне с корабликом не хотелось, а бросить было жалко. Потащили его
перевернутым за собой в ветровую тень, с твердым намерением там его разобрать, и
уж потом пойти как люди. Сломалась подмачтовая балка "Бегущих"....»
Спасатели
сами в аварийной ситуации, нужно бросать аварийную лодку и спасать свою!!!
Д:
- «Тащить пепелац на веслах против ветра оказалось нереальным. Заволок его на
палубу, дело пошло веселее, но изредка за борт стал вываливаться Димастый, у
которого пепелац стоял на голове... Предложение сдуть корабель, я, немножко
подумав, отверг, ибо были уже конкретные опасения за целость "Бегущих", а в этом
случае пепелац становился нашим шансом не купаться в 4-х градусной воде. Минут
через 30 мы воткнулись в берег, перед этим отзвонив на остров, что у нас все
нормально и спасать нас не требуется. Однако не успели, к нам уже летели
"Джонатан" и "Антип". Минут за 40 мы сдули пепелац, разобрали наиболее
выступающие его части, переставили носовую балку "Бегущих" на подмачтовую,
сломанную балку поставили в нос "укрепив" ее фрагментом пепелаца. Ветер немножко
стих, и все "спасатели" тронулись домой (пепелац забрал "Антип"). Уже без особых
приключений добрались до острова. Адмирал Попов объявил, что он лично утопит
каждого, кто сегодня сунется на воду... Мои приключения на этот день
закончились.»
Экипажи двух других спасателей рисковали жизнью и кораблями
из-за неоправданных действий экипажа и капитана "Бегущих".