Отчёт 2003-02

ПроисшествиеЗатирание судов льдом, переворот
ПоследствияСпасработы с посторонней помощью, поломки.
ВодоемИваньковское вдхр. у Дубны
Дата2 мая 2003
Источник:Сообщения участников (П.Попова, Д.Шевелева, А.Донцова, А.Левина, В.Князева, М.Михайлова, И.Розанова, А.Панова) в конференции "Таверна надутых парусников" www.catamaranforum.ru, май 2003 г.


Места событий и обстановка нанесена Д.ШевелевымОбстоятельства

Группа московских катамаранщиков выехала на традиционное открытие сезона на Иваньковское вдхр. у Дубны, чтобы провести майские праздники на о.Шевница. В 20-х числах апреля из-за поздней весны на акватории еще были обширные поля льда; приехавшие к месту сборки судов (бывш. памятник Сталину) убедились что проход к Шевнице и район вдоль дамбы все еще закрыт льдом. Выход не был отменен, приняли решение перейти на о. Земляничный, проход к которому был свободен, и разбить лагерь там.

К 1 мая большая часть экипажей благополучно перебралась на Земляничный (А.Левин, П.Попов, В.Метельков, И.Розанов, испытывавший одноместный самодельный катамаран, Д.Степанов, Д.Седлецкий и другие.)

В дальнейшем произошел ряд серьезных инцидентов.

Неудачные попытки перехода на остров

Во второй половине дня 1 мая погода испортилась, встречный ветер развел волну с барашками, шел дождь.

Однако к вечеру ветер и дождь ослабели, и задержавшаяся группа из трех катамаранов решила не оставаться ночевать "у Сталина", а перейти на остров.

В группу входили Бриз-Микро М.Михайлова (2 чел.) и два усиленных "Простора" со штатными баллонами, которые оказались перегружены: по 4 чел. В экипаже А.Донцова были две женщины, у В.Князева одна женщина и один ребенок восьми лет. В спешке не разобрались с раскладкой и снаряжением: часть вещей была плохо упакована для перевозки, из пяти мобильных телефонов на одной из лодок не оказалось ни одного. Из 5 весел одно забыли в машине, одно упустили в воду и одно затем сломалось — итого на "Просторах" осталось по одному веслу.

Вскоре после отхода с шедшего впереди Бриза-М в начинавшихся сумерках заметили по курсу лед и причалили к берегу (дамбе) за памятником Ленину, где вся группа и заночевала.

1. 'Джонатан' возвращается на остров. Фото Д.Шевелева.Утром 2-го мая ветер был 7—8 м/с и затем в течение дня то усиливался, то ослабевал в диапазоне 7—12 м/с.

С Земляничного без проблем пришел и ушел назад А.Левин на Джонатане (Бриз-М). Погода казалась устойчивой - солнце, кучевые облака, уменьшившаяся волна. Было принято решение идти на остров. Бриз-Микро М.Михайлова и "Пожирающий-Ы" В.Князева успешно пошли вперед, но на "Время не ждет" А.Донцова появились проблемы: сползал зарифленный грот, и тяжело груженая лодка не могла идти остро к ветру; даже с помощью весла оверштаг получался "раз из трех". Когда наконец вышли на большую воду, заметили сползание баллонов и было принято решение вернуться на дамбу, чтобы поправить баллоны и настроить парус. На первом Просторе это увидели и вернулись к товарищам, Бриз-Микро тем временем благополучно пришел на Земляничный.

Подтянули баллоны, передохнули и в период затишья (погода оставалась неустойчивой от затихания волнения и ветра, до их значительного усиления) решили идти снова - хотелось на остров.

"Пожирающий-Ы" вышел на встречный ветер (под рифами и штатным стакселем). На острых курсах скорость по GPS колебалась в пределах 1-4км/ч. Ветер усилился, с наветра появилась туча, сильные порывы стали приходить чаще, приходилось приводиться, скорость ощутимо падала. Лодка шла вдоль поля шуги. Пропуская шквал, потеряли высоту и чтобы уйти от льда начали поворот оверштаг. Поворот не удался; при повороте фордевинд лодку внесло в лед.

Экипаж убрал паруса и около часа пытался выгрести на чистую воду, используя и шверт вместо весла. Несколько раз выгребали, но развернуться правильно к ветру не удалось, снова загоняло в ледяную кашу. Второй катамаран (А.Донцова) потеряли из виду. Пытались пробиться к берегу по краю льда, с частично поднятым гротом и веслами, но в 30 м от берега шуга полностью остановила лодку. Прибиваемый ветром лед быстро увеличил расстояние до чистой воды примерно с 10 до 40 метров.

На борту все было в порядке, баллоны не травили, имелся надувной матрас. Организовали меры по сохранению тепла: натянули тент, защищающий от дождя и ветра, сырая одежда была отжата, кто считал нужным, переоделся в сухое. Ребенка и маму заставили завернуться в спальники.

Увидели "Время-не-ждет", затем поняли что они тоже во льду. Видели, как позже "Время-не-ждет" вытащила и взяла на буксир моторка.

С берега, где оставался по счастливой случайности (забытые детали) задержавшийся и принявший единственно верное решение не выходить на воду экипаж А.Панова, начали спасработы. Виктор Щуренков вызвал милицию, пожарных (у них нашелся длинный трос), спасателей - они два раза пытались выйти на водометном катере, но пробиться через льды не могли. В конце концов спасатель Володя выделил лодку "Пелла", с Виктором и Анатолием Печкиным они ее привезли через торосы на дамбе к месту аварии, и Виктор с Анатолием, раскачивая лодку, пробились через шугу к катамарану, завезли трос, и обе лодки были вытянуты на берег.

"Время-не-ждет" успел отойти дальше. С него видели, что второй катамаран попал в лед, но издалека показалось, что все же смог достичь берега. Усилилась волна, продвижение к острову замедлилось, снова начали ползти баллоны. Приняв решение вернуться, начали поворот фордевинд, и в этот момент пришел порыв. Лодку понесло прямо на лед, при попытке довернуть и закончить поворот сломались оба руля. Чтобы не протерло сползающие баллоны, рулевой снял рулевые коробки. Запросили помощь товарищей на острове. Подняв зарифленный грот, удалось изменить курс в сторону дамбы, но в конце концов лодка попала в лед. Была вытащена егерем на моторке и отбуксирована назад в Дубну.

2.
3.
4.
5.

..."это были очень длинные метры".
6.

Спасение спасателей

Утром 2 мая с о.Земляничный, подветренного берега, где трудно было оценить силу ветра, вышел кататься экипаж на Просторе — Дмитрий Степанов с сыновьями, младшему 8 лет. Когда катамаран вышел из ветровой тени, его понесло с большой скоростью, заливало палубу. Рулевой откренивал лодку и не смог привестись и спустить парус. Недалеко от льда сломалась мачта (нижнее колено), экипаж не пострадал. Через какое-то время, вероятно несколько минут (непрерывное наблюдение не велось) с берега заметили, что парус пропал. Расстояние до аварийной лодки было ~1 км (вероятно, больше, так как в 10-кратный бинокль не удалось рассмотреть, что происходит - прим. сост.).

Предполагая, что катамаран мог перевернуться, два экипажа — Д.Шевелев и С.Бекряшев на "Альбатросе" и вслед за ними П.Попов и Д.Седлецкий на "Святогоре" вышли спасать. Обе лодки находились на пределе возможностей и экипажи испытывали проблемы с управлением (ветер оценили в 12 м/с, позже усиление до 15 м/с).

Альбатрос подошел через ~20 мин. к потерявшему мачту Простору, который находился уже в 20-30 м от края льда. Увидели что экипаж на лодке и сухой. Сбросили грот, неудачно пытались подать буксирный конец (запутался). Затем под одним стакселем отошли от льда и более 2 часов возвращались к лагерю. Под стакселем лодка уверенно управлялась, но выходила на ветер медленно; возможности зарифить грот на лодке не было; поднимать полный грот не стали, к тому же зацепился фал.

На Святогоре, подойдя ближе, также решили попробовать подать буксир, но после опасного маневра с поворотом фордевинд вынуждены были сами спасаться от затягивания в лед. Аварийный Простор взяла на буксир подошедшая следом моторка. (П.Попов пишет: — Лодка оказалась моего старого знакомого! Он шёл с Липни от своего брата в первый залив, где и базируется. Присутствие его было АБСОЛЮТНО СЛУЧАЙНЫМ. То, что подошёл к аварийной лодке говорит только о его "правильности". ...Зовут сего душевного человека Николай.)

Святогор, на котором не оказалось оттяжки гика, из-за сильного скручивания грота мог идти только в галфвинд (спустив грот, пытались идти и под одним стакселем). Протянули 100-200 метров вдоль шуги и были затянуты. Спустили грот, затем и срубили мачту для уменьшения парусности. Грести, даже провернуть весло в каше из льдин было невозможно. Роль якоря удачно сыграли длинные кинжальные шверты, благодаря которым катамаран оставался в 5-10 м от кромки поля, его не унесло далеко в шугу (в километре от берега). Позвонили на Земляничный и попросили помощи. Подошла моторка, закинули бросательный конец, были вытащены.

7.

8. Пепелац стартует. Хлебнули ещё не все... Фото Д.Шевелева.Испытания "пепелаца". .

Действие происходит через час после предыдущего инцидента; ветер подстих.

Илья Розанов решил походить на своей новой лодке. Напутствие не отходить далеко от берега и идти на ветер он смог выполнить лишь отчасти - оверштаг не удавался, рулевой пошел через залив к материковому берегу. При усилении ветра катамаран перевернуло. Илья выбрался на перевернутую лодку (в воде находился не больше 5 минут). На этот раз за событиями наблюдали, и еще через 10 мин. подошел с острова Михаил Глан на Бризе-Микро, с первого захода снял Илью и отвез на берег. Благодаря быстрому спасению сильного переохлаждения и последствий удалось избежать.

Затем 3 человека на Просторе ("Бегущие по волнам") пошли вытаскивать перевернутый катамаранчик. Выходили и были наготове для подстраховки и А.Левин на "Джонатане", В.Метельков на "Антипе II". Буксируемая лодка постоянно переворачивалась, выходить на ветер Простор с ней не смог. При очередном усилении ветра на Просторе сломалась подмачтовая балка, ситуация стала критической. Выбросившись на веслах на ближайший берег с подветра, заменили на "Бегущих" сломанную подмачтовую балку на носовую. Пепелац разобрали, погрузили на "Антип II", все благополучно вернулись в лагерь.

Опыт вызова службы спасения МЧС

Получив во второй половине дня 2 мая после всех описанных выше спасработ просьбу о помощи от затертой льдом команды Донцова, Павел Попов пытался вызвать спасслужбу. Его комментарии:

1. Звонок по номеру 112 (с любого телефона, даже без SIM карты).
2. Объясняю ситуацию.
9. ...за что и поплатился... Паша своей балкой.3. Перевод на другого оператора (минуты три).
4. Объясняю ситуацию.
5. Перевод на дубнинскую "девятку" (минуты три).
6. Объясняю ситуацию, оставляю номер своего телефона.
7. 40-минутное ожидание.
8. Звонок по номеру 112, просьба перевести сразу на "девятку"
9. Выясняю как у них там ситуация, выехали спасатели, или нет.
10. Невнятное бормотание о том, что мы находимся на территории Тверской области и сейчас в Конаково на катере пары разведут и мигом... Мои возражения, что от Дубны 3 км, а от Конаково - 35 действия не возымели.
11. Пальба красными ракетами с сторону избы егеря в Домкинском заливе. Ребята со второго Бризёныша отлавливают егеря и он уезжает к Донцову.
12. Ещё через час звонок из Тверской МЧС. "Ну, мы вертолёт высылаем, кто оплачивать будет?" Вежливо объясняю, что ... сами справились.

На самом деле, в критических ситуациях в районе Дубны, проще как мне кажется, звонить сразу на "девятку" 8-221-222-99 и просить их соединить с ближайшим егерем.


Из обсуждения в конференции "Таверна", май 2003.

Бездна безответственности. Назвать иначе наши решения в первомайском выходе нельзя. Главное, если по-русски: СНАЧАЛА НЕ РАБОТАЮТ МОЗГИ, ПОТОМ ОТКАЗЫВАЕТ МАТЧАСТЬ!
...Несмотря на негативный опыт в целом, надо отметить, что на воде рулевые принимали быстрые и точные решения. О настроении, особенно после известия из Казани и говорить нечего. Прошлое не изменить, но надеюсь горький урок завтра убережет других от новых трагедий.

СПАСИБО ВСЕМ, кто помогал нам и конечно Виктору Щуренкову и Анатолию Печкину.
В.Князев

...Ошибкой было то, что я не настоял на отмене выхода Дмитрия... хотя здраво рассуждая, я не могу себе представить, как бы я это сделал. Сейчас я думаю хватило бы аргументов и без Казанской трагедии. Все корабли выходившие на спасработы были к этому, мягко говоря, не готовы... Ошибкой был брошенный конец, если бы он долетел, мы бы сидели во льдах в три лодки.
Д.Шевелев

Дело видимо осложнялось тем, что лагерь парусников находился на подветренном берегу о.Земляничный и стартовали они в ветровой тени острова. И только попав в волны и ветер, вдувавший из Домкинского залива, понимали всю сложность ситуации. ...Ну и прежде всего испытания "пепелаца" нужно было отложить до более благоприятных условий. Но, как говорят, "каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны".

...Народ ходил и будет ходить, важно не переоценить возможности свои и судна.
Анатолий

...В общем - по поводу всего этого - мы, конечно, все сами умнее всех, но пора прекращать такие мероприятия без какого-то минимального технического контроля - хочешь в мае в поход - предъяви лодку комиссии, что-ли, какой нибудь, или более опытному товарищу. И еще - ралли по весне у нас - только в сопровождении моторки - надувнушки, с импортным мотором не меньше 15 л.с. Жизнь дороже, как бы ни банально это звучало. ...А ведь серьезно - такое могло случиться и в Дубне - два Простора просидели во льдах, куда их затянуло порывом ветра, более двух часов. Кончилось все хорошо - всех спасли, но случиться могло все.
А.Панов

...Основное условие для непрофессионального хождения под парусом – безопасное для жизни и здоровья экипажа судно, которое может прощать ошибки экипажа при управлении.
М.Михайлов

У меня и у других сложилось ощущение, что Бризенок в тех условиях, может быть, оказался самой надежной и мореходной лодкой.
И.Розанов

Ищите также в архивах Таверны (старые ссылки по состоянию на 2008 г. не работают):

Безопасность. Что увиделось с Земляничного. Разбор М.Глана.

Безопасность и случаи Разбор К.Тагильцева.



Когда не было ветра...

10.

11.


Фото участников событий (1, 8, 10, 11 - Д.Шевелева; 4, 6 - А.Донцова; 2, 3, 5 - А.Панова; 7, 9 - Д.Байцура. Если напутал, напишите.)

Составитель - Г.Шмерлинг, parusa@narod.ru