Происшествие | Затирание судов льдом, переворот |
Последствия | Спасработы с посторонней помощью, поломки. |
Водоем | Иваньковское вдхр. у Дубны |
Дата | 2 мая 2003 |
Источник: | Сообщения участников (П.Попова, Д.Шевелева, А.Донцова, А.Левина, В.Князева, М.Михайлова, И.Розанова, А.Панова) в конференции "Таверна надутых парусников" www.catamaranforum.ru, май 2003 г. |
Группа московских катамаранщиков выехала на традиционное открытие сезона на Иваньковское вдхр. у Дубны, чтобы провести майские праздники на о.Шевница. В 20-х числах апреля из-за поздней весны на акватории еще были обширные поля льда; приехавшие к месту сборки судов (бывш. памятник Сталину) убедились что проход к Шевнице и район вдоль дамбы все еще закрыт льдом. Выход не был отменен, приняли решение перейти на о. Земляничный, проход к которому был свободен, и разбить лагерь там.
К 1 мая большая часть экипажей благополучно перебралась на Земляничный (А.Левин, П.Попов, В.Метельков, И.Розанов, испытывавший одноместный самодельный катамаран, Д.Степанов, Д.Седлецкий и другие.)
В дальнейшем произошел ряд серьезных инцидентов.
Во второй половине дня 1 мая погода испортилась, встречный ветер развел волну с барашками, шел дождь.
Однако к вечеру ветер и дождь ослабели, и задержавшаяся группа из трех катамаранов решила не оставаться ночевать "у Сталина", а перейти на остров.
В группу входили Бриз-Микро М.Михайлова (2 чел.) и два усиленных "Простора" со штатными баллонами, которые оказались перегружены: по 4 чел. В экипаже А.Донцова были две женщины, у В.Князева одна женщина и один ребенок восьми лет. В спешке не разобрались с раскладкой и снаряжением: часть вещей была плохо упакована для перевозки, из пяти мобильных телефонов на одной из лодок не оказалось ни одного. Из 5 весел одно забыли в машине, одно упустили в воду и одно затем сломалось — итого на "Просторах" осталось по одному веслу.
Вскоре после отхода с шедшего впереди Бриза-М в начинавшихся сумерках заметили по курсу лед и причалили к берегу (дамбе) за памятником Ленину, где вся группа и заночевала.
Утром 2-го мая ветер был 7—8 м/с и затем в течение дня то усиливался, то ослабевал в диапазоне 7—12 м/с.
С Земляничного без проблем пришел и ушел назад А.Левин на Джонатане (Бриз-М). Погода казалась устойчивой - солнце, кучевые облака, уменьшившаяся волна. Было принято решение идти на остров. Бриз-Микро М.Михайлова и "Пожирающий-Ы" В.Князева успешно пошли вперед, но на "Время не ждет" А.Донцова появились проблемы: сползал зарифленный грот, и тяжело груженая лодка не могла идти остро к ветру; даже с помощью весла оверштаг получался "раз из трех". Когда наконец вышли на большую воду, заметили сползание баллонов и было принято решение вернуться на дамбу, чтобы поправить баллоны и настроить парус. На первом Просторе это увидели и вернулись к товарищам, Бриз-Микро тем временем благополучно пришел на Земляничный.
Подтянули баллоны, передохнули и в период затишья (погода оставалась неустойчивой от затихания волнения и ветра, до их значительного усиления) решили идти снова - хотелось на остров.
"Пожирающий-Ы" вышел на встречный ветер (под рифами и штатным стакселем). На острых курсах скорость по GPS колебалась в пределах 1-4км/ч. Ветер усилился, с наветра появилась туча, сильные порывы стали приходить чаще, приходилось приводиться, скорость ощутимо падала. Лодка шла вдоль поля шуги. Пропуская шквал, потеряли высоту и чтобы уйти от льда начали поворот оверштаг. Поворот не удался; при повороте фордевинд лодку внесло в лед.
Экипаж убрал паруса и около часа пытался выгрести на чистую воду, используя и шверт вместо весла. Несколько раз выгребали, но развернуться правильно к ветру не удалось, снова загоняло в ледяную кашу. Второй катамаран (А.Донцова) потеряли из виду. Пытались пробиться к берегу по краю льда, с частично поднятым гротом и веслами, но в 30 м от берега шуга полностью остановила лодку. Прибиваемый ветром лед быстро увеличил расстояние до чистой воды примерно с 10 до 40 метров.
На борту все было в порядке, баллоны не травили, имелся надувной матрас. Организовали меры по сохранению тепла: натянули тент, защищающий от дождя и ветра, сырая одежда была отжата, кто считал нужным, переоделся в сухое. Ребенка и маму заставили завернуться в спальники.
Увидели "Время-не-ждет", затем поняли что они тоже во льду. Видели, как позже "Время-не-ждет" вытащила и взяла на буксир моторка.
С берега, где оставался по счастливой случайности (забытые детали) задержавшийся и принявший единственно верное решение не выходить на воду экипаж А.Панова, начали спасработы. Виктор Щуренков вызвал милицию, пожарных (у них нашелся длинный трос), спасателей - они два раза пытались выйти на водометном катере, но пробиться через льды не могли. В конце концов спасатель Володя выделил лодку "Пелла", с Виктором и Анатолием Печкиным они ее привезли через торосы на дамбе к месту аварии, и Виктор с Анатолием, раскачивая лодку, пробились через шугу к катамарану, завезли трос, и обе лодки были вытянуты на берег.
"Время-не-ждет" успел отойти дальше. С него видели, что второй катамаран попал в лед, но издалека показалось, что все же смог достичь берега. Усилилась волна, продвижение к острову замедлилось, снова начали ползти баллоны. Приняв решение вернуться, начали поворот фордевинд, и в этот момент пришел порыв. Лодку понесло прямо на лед, при попытке довернуть и закончить поворот сломались оба руля. Чтобы не протерло сползающие баллоны, рулевой снял рулевые коробки. Запросили помощь товарищей на острове. Подняв зарифленный грот, удалось изменить курс в сторону дамбы, но в конце концов лодка попала в лед. Была вытащена егерем на моторке и отбуксирована назад в Дубну.
2.
3.
4.
5.
..."это были очень длинные метры".
6.
Утром 2 мая с о.Земляничный, подветренного берега, где трудно было оценить силу ветра, вышел кататься экипаж на Просторе — Дмитрий Степанов с сыновьями, младшему 8 лет. Когда катамаран вышел из ветровой тени, его понесло с большой скоростью, заливало палубу. Рулевой откренивал лодку и не смог привестись и спустить парус. Недалеко от льда сломалась мачта (нижнее колено), экипаж не пострадал. Через какое-то время, вероятно несколько минут (непрерывное наблюдение не велось) с берега заметили, что парус пропал. Расстояние до аварийной лодки было ~1 км (вероятно, больше, так как в 10-кратный бинокль не удалось рассмотреть, что происходит - прим. сост.).
Предполагая, что катамаран мог перевернуться, два экипажа — Д.Шевелев и С.Бекряшев на "Альбатросе" и вслед за ними П.Попов и Д.Седлецкий на "Святогоре" вышли спасать. Обе лодки находились на пределе возможностей и экипажи испытывали проблемы с управлением (ветер оценили в 12 м/с, позже усиление до 15 м/с).
Альбатрос подошел через ~20 мин. к потерявшему мачту Простору, который находился уже в 20-30 м от края льда. Увидели что экипаж на лодке и сухой. Сбросили грот, неудачно пытались подать буксирный конец (запутался). Затем под одним стакселем отошли от льда и более 2 часов возвращались к лагерю. Под стакселем лодка уверенно управлялась, но выходила на ветер медленно; возможности зарифить грот на лодке не было; поднимать полный грот не стали, к тому же зацепился фал.
На Святогоре, подойдя ближе, также решили попробовать подать буксир, но после опасного маневра с поворотом фордевинд вынуждены были сами спасаться от затягивания в лед. Аварийный Простор взяла на буксир подошедшая следом моторка. (П.Попов пишет: — Лодка оказалась моего старого знакомого! Он шёл с Липни от своего брата в первый залив, где и базируется. Присутствие его было АБСОЛЮТНО СЛУЧАЙНЫМ. То, что подошёл к аварийной лодке говорит только о его "правильности". ...Зовут сего душевного человека Николай.)
Святогор, на котором не оказалось оттяжки гика, из-за сильного скручивания грота мог идти только в галфвинд (спустив грот, пытались идти и под одним стакселем). Протянули 100-200 метров вдоль шуги и были затянуты. Спустили грот, затем и срубили мачту для уменьшения парусности. Грести, даже провернуть весло в каше из льдин было невозможно. Роль якоря удачно сыграли длинные кинжальные шверты, благодаря которым катамаран оставался в 5-10 м от кромки поля, его не унесло далеко в шугу (в километре от берега). Позвонили на Земляничный и попросили помощи. Подошла моторка, закинули бросательный конец, были вытащены.
7.
Действие происходит через час после предыдущего инцидента; ветер подстих.
Илья Розанов решил походить на своей новой лодке. Напутствие не отходить далеко от берега и идти на ветер он смог выполнить лишь отчасти - оверштаг не удавался, рулевой пошел через залив к материковому берегу. При усилении ветра катамаран перевернуло. Илья выбрался на перевернутую лодку (в воде находился не больше 5 минут). На этот раз за событиями наблюдали, и еще через 10 мин. подошел с острова Михаил Глан на Бризе-Микро, с первого захода снял Илью и отвез на берег. Благодаря быстрому спасению сильного переохлаждения и последствий удалось избежать.
Затем 3 человека на Просторе ("Бегущие по волнам") пошли вытаскивать перевернутый катамаранчик. Выходили и были наготове для подстраховки и А.Левин на "Джонатане", В.Метельков на "Антипе II". Буксируемая лодка постоянно переворачивалась, выходить на ветер Простор с ней не смог. При очередном усилении ветра на Просторе сломалась подмачтовая балка, ситуация стала критической. Выбросившись на веслах на ближайший берег с подветра, заменили на "Бегущих" сломанную подмачтовую балку на носовую. Пепелац разобрали, погрузили на "Антип II", все благополучно вернулись в лагерь.
Получив во второй половине дня 2 мая после всех описанных выше спасработ просьбу о помощи от затертой льдом команды Донцова, Павел Попов пытался вызвать спасслужбу. Его комментарии:
1. Звонок по номеру 112 (с любого телефона, даже без SIM карты).
2. Объясняю ситуацию.
3. Перевод на другого оператора (минуты три).
4. Объясняю ситуацию.
5. Перевод на дубнинскую "девятку" (минуты три).
6. Объясняю ситуацию, оставляю номер своего телефона.
7. 40-минутное ожидание.
8. Звонок по номеру 112, просьба перевести сразу на "девятку"
9. Выясняю как у них там ситуация, выехали спасатели, или нет.
10. Невнятное бормотание о том, что мы находимся на территории Тверской области и сейчас в Конаково на катере пары разведут и мигом... Мои возражения, что от Дубны 3 км, а от Конаково - 35 действия не возымели.
11. Пальба красными ракетами с сторону избы егеря в Домкинском заливе. Ребята со второго Бризёныша отлавливают егеря и он уезжает к Донцову.
12. Ещё через час звонок из Тверской МЧС. "Ну, мы вертолёт высылаем, кто оплачивать будет?" Вежливо объясняю, что ... сами справились.
На самом деле, в критических ситуациях в районе Дубны, проще как мне кажется, звонить сразу на "девятку" 8-221-222-99 и просить их соединить с ближайшим егерем.
Бездна безответственности. Назвать иначе наши решения в первомайском выходе нельзя. Главное, если по-русски: СНАЧАЛА НЕ РАБОТАЮТ МОЗГИ, ПОТОМ ОТКАЗЫВАЕТ МАТЧАСТЬ!
...Несмотря на негативный опыт в целом, надо отметить, что на воде рулевые принимали быстрые и точные решения. О настроении, особенно после известия из Казани и говорить нечего. Прошлое не изменить, но надеюсь горький урок завтра убережет других от новых трагедий.
СПАСИБО ВСЕМ, кто помогал нам и конечно Виктору Щуренкову и Анатолию Печкину.
В.Князев
...Ошибкой было то, что я не настоял на отмене выхода Дмитрия... хотя здраво рассуждая, я не могу себе представить, как бы я это сделал. Сейчас я думаю хватило бы аргументов и без Казанской трагедии. Все корабли выходившие на спасработы были к этому, мягко говоря, не готовы... Ошибкой был брошенный конец, если бы он долетел, мы бы сидели во льдах в три лодки.
Д.Шевелев
Дело видимо осложнялось тем, что лагерь парусников находился на подветренном берегу о.Земляничный и стартовали они в ветровой тени острова. И только попав в волны и ветер, вдувавший из Домкинского залива, понимали всю сложность ситуации. ...Ну и прежде всего испытания "пепелаца" нужно было отложить до более благоприятных условий. Но, как говорят, "каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны".
...Народ ходил и будет ходить, важно не переоценить возможности свои и судна.
Анатолий
...В общем - по поводу всего этого - мы, конечно, все сами умнее всех, но пора прекращать такие мероприятия без какого-то минимального технического контроля - хочешь в мае в поход - предъяви лодку комиссии, что-ли, какой нибудь, или более опытному товарищу. И еще - ралли по весне у нас - только в сопровождении моторки - надувнушки, с импортным мотором не меньше 15 л.с. Жизнь дороже, как бы ни банально это звучало. ...А ведь серьезно - такое могло случиться и в Дубне - два Простора просидели во льдах, куда их затянуло порывом ветра, более двух часов. Кончилось все хорошо - всех спасли, но случиться могло все.
А.Панов
...Основное условие для непрофессионального хождения под парусом – безопасное для жизни и здоровья экипажа судно, которое может прощать ошибки экипажа при управлении.
М.Михайлов
У меня и у других сложилось ощущение, что Бризенок в тех условиях, может быть, оказался самой надежной и мореходной лодкой.
И.Розанов
Ищите также в архивах Таверны (старые ссылки по состоянию на 2008 г. не работают):
Безопасность. Что увиделось с Земляничного. Разбор М.Глана.
Безопасность и случаи Разбор К.Тагильцева.
Когда не было ветра...
10.
11.
Фото участников событий (1, 8, 10, 11 - Д.Шевелева; 4, 6 - А.Донцова; 2, 3, 5 - А.Панова; 7, 9 - Д.Байцура. Если напутал, напишите.)
Составитель - Г.Шмерлинг, parusa@narod.ru