Отчёт 2003-03

ПроисшествиеПадение с яхты
ПоследствияГибель человека
ВодоемПролив Эвиа Эгейского моря, Греция
Дата1 ноября 2003 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:По сообщениям капитана яхты Александра Раткина на сайтах www.yachting.ru и www.argolis-yacht.ru (ссылка неактуальна, 2016)


Обстоятельства случившегося

В ходе второго этапа 4-й Русско-Эгейской регаты в 16:30 местного времени участвовавшая в регате чартерная яхта San Odissey 43DS находилась в точке с координатами 38N05 и 24E08, идя курсом фордевинд с генуей на бабочке при ветре S-E 4-5 баллов и волнении моря 2-3 балла. Температура воды была около 20°C.

За штурвалом стоял капитан яхты Александр Раткин, в кокпите кроме него находился Андрей Флегонтов (яхтенный капитан, мастер спорта, 45 лет). Еще двое членов команды убирали остатки обеда, шел разговор. Андрей перешел на кормовую ступень яхты, находящуюся за спиной рулевого (глубокая площадка, очень удобная для купания). Он был без спасжилета, поскольку погода и условия плавания не представляли никакой опасности, к тому же имевшиеся на яхте жесткие жилеты из пенопластовых брусков были непригодны для постоянного ношения.

Момент падения никто не видел — услышали всплеск и возглас.

Действия экипажа

В результате маневра А.Флегонтов был поднят на борт через 4 минуты — уже без признаков жизни. Голова его была в воде, спина на поверхности. Откачивали: дыхание рот в рот, искусственный массаж сердца, про возможность западания языка знали и голову держали запрокинутой. Вернуть к жизни не удалось.

Через час яхта была в ближайшем порту. Заключение судмедэкспертизы - утонул.

Выводы капитана

Капитану следует знать (мб даже проверить) способность каждого держаться на воде. Трагедии, видимо, можно было избежать, если бы мы хотя бы подозревали, что у Андрея проблемы с плаванием. Он не умел плавать.Немедленно вслед за ним прыгнул бы за борт один из нас.

Никогда и никому не следует выходить за леера, даже при хорошей погоде.

"Опасность значительно ближе чем мы это предполагаем" - с годами мы это забываем. Смертельная опасность может быть даже в хорошую погоду прямо за бортом яхты.



PS

Вдохнуть воду в момент нечаянного падения и захлебнуться можно и умея плавать, и в обычном "страховочном" жилете. В конвенционном спасе или нагруднике уж точно не будешь сидеть, они не для этого. Воротником за что-то как раз и зацепишься. Но все же...

Как ремень в машине: правила само собой, но цеплять или нет, каждый решает сам. Будете решать насчет жилета, вспомните Флегонтова. Тогда нелепая трагическая гибель хорошего человека не будет напрасной, может быть, сохранит другую жизнь.