Отчёт 2003-04

ПроисшествиеПотеря мачты
ПоследствияПосле ремонта - необходимость рифиться.
ВодоемКуйбышевское вдхр.
Дата30.07.2003
Автор сообщения или ссылка на источник:Отчет Н.Цветкова


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

В ходе Волжско-Камской регаты 2003 г. в районе Троицкого Урая участников накрыл сильный шквал с ливнем. До ближнего берега было около 6 км, до дальнего - 14 км.

На катамаране Николая Цветкова и Эдуарда Облакова (доработанный Простор) в ожидании шквала из-под подходивших грозовых облаков замотали пленочный стаксель на штаг. Однако налетевший ветер начал разматывать и трепать его. Рулевой скомандовал свернуть стаксель. Однако матрос, поняв что это не удается, напротив, развернул его и попытался набить, чтобы прекратить душераздирающий грохот пленки и спасти парус от разрыва. После этого мачта сложилась примерно посередине и упала.

Ликвидация аварии

Мачту оттолкнули от баллона во избежания его повреждения.

...Только после этого я смог как следует оглядеться: со всех сторон нас плотным кольцом окружала ливневая мгла. Воду под нами можно хорошо было разглядеть только в непосредственной близости от катамарана, так как над ней висел плотный белёсый ковёр из мелких брызг, сорванных с гребней волн. Смотреть на ветер было невозможно: капли дождя, летящие горизонтально, не только очень больно били в лицо, но и, попадая в глаз, вызывали мгновенное рефлекторное зажмуривание. Ветер нашёл кусочек стакселя над водой и стал с его помощью вытаскивать мачту из воды. Эдуард ногой запинал его под воду. Когда ливень ослаб, я взглянул на небо и увидел потрясающую картину – ошмётки туч с огромной скоростью неслись против ветра!
Через несколько минут ветер стих в ноль. За ванты достали мачту. Сняли паруса, доломали место излома мачты, отпилили деформированные концы и соединили обломки мачты предусмотрительно взятой с собой запасной муфтой. Нашли причину поломки мачты: для заделки ромбовант использовали заделки-трубочки, купленные в магазине, но они были такими короткими, что везде поставили по две трубочки, а на одном конце только одну (не хватило, а купить уже не успели). Весь ремонт на прыгающем на волнах катамаране занял 1,5 часа.


Починив мачту, экипаж зарифил грот (поднять его полностью не давала укороченная мачта) и продолжил участие в регате. Другие катамараны также получили повреждения, на одном из них также упала мачта и треснула подмачтовая балка. Катер сопровождения смог оказать помощь, подтащив поврежденные катамараны, только после шквала; сильно заливаемая судейская надувная мотолодка сама была в тяжелом положении.

Выводы

Видимо, некоторую роль в аварии сыграла несогласованность действий экипажа - Н.Цветков пишет, что не было времени на споры, и на какие-то секунды он потерял контроль над ситуацией. А вот спокойно проведенный полноценный ремонт на воде, возможный благодаря наличию в ремнаборе ножовки и даже запасной муфты, заслуживает самой высокой оценки - молодцы! <а>Дальнейшие действия, правда не имеющие прямого отношения к инциденту — наоборот, отрицательной. Ради соблюдения плана дойти до лагеря "Трамп" организатор регаты Андрей Бардин а за ним и остальные участники, едва починившись и придя в себя, пошли на большой ночной переход по открытому участку водохранилища у Лаишево. К счастью, новых шквалов ночью не было.