Отчёт 2004-04

ПроисшествиеРазрушение судна
ПоследствияАварийная выброска, потеря припасов
ВодоемТопозеро
Даталето 2004 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Статья Н.Исаева на сайте Водяной.net


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Тримаран А.Кужелева "Тримарина" совершал первый переход (12 км) от Кестеньги к о.Нергас, где планировалась встреча еще с двумя судами для дальнейшего более или менее совместного плавания. Экипаж семейный: жена и трое детей, продукты на месяц. По оценке капитана после аварии, лодка была перегружена примерно на 100 кг. Приехавшие на день раньше компаньоны видели, как тримаран прошел в сторону Нергаса. Дело было во второй половине дня. Погода стала портиться, слабый южный ветер с озера постепенно окреп, стал порывистым; ближе к ночи принес грозу.

Авария

Ухудшение погоды и гроза застали тримаран в ~2 км до конца перехода и в 0,5 км от подветренного берега. Что было причиной аварии неясно (описание косвенное, не участниками) — налетели на камни или только волна и ветер. Говорится о двух последовательных ударах: первым был снесен шверт, вторым сломаны две поперечные балки и оторван левый (подветренный) аутригер. Лодка легла парусом, экипаж и вещи полетели в воду.

Ликвидация аварии

Парус удержал лодку от полного переворота (возможно, и глубины для него не было?), навальный ветер вынес потерпевших крушение на берег - болотистую низину, покрытую каменюками. Никто серьезно не пострадал. Часть вещей, в том числе палатку, спасли, костер разожгли - жить можно. Часть припасов утонула (пишут, что макароны белели на дне и через три недели... наверное, глубина все-таки небольшая там была и "Тримарина" нашла свой камень на подводном продолжении этого ледникового рельефа).

На следующий день подошли товарищи, оказали помощь продуктами и ремнабором. Позже Кужелевым удалось (за две недели!) отремонтировать лодку и перейти на хорошую стоянку на Нергасе, где они и провели отпуск и благополучно вернулись домой.

Выводы

Спасибо навальному ветру и небольшому расстоянию до берега. При отжимном северном ветре далеко пришлось бы дрейфовать.

Двухбалочная конструкция рамы оказалась недостаточно прочна, трубы не выдержали удара (да... где-то с полтонны, летящие с ветерком... какая труба на скаку остановит?)

Обратим внимание на положение швертов (фото внизу, виден уцелевший правый): не у центрального баллона, а по краям трамплина. Возможно, это не лучший вариант: при ударе швертом, а это дело обычное, нагрузка придется как раз на середину трубы между центральным баллоном и аутригером. А там еще узел крепления балок, вероятно, есть местное ослабление. Материал в этих местах за время эксплуатации лодки мог уже и устать. Скорее всего был удар о камень, снесший шверт и надломивший балки. Дальше им хватило или еще одного толчка, или просто погружения подветренного аутригера в волну.

Надеемся, со временем Алексей даст более полные комментарии как капитан и конструктор.

С другой стороны, надо отметить что "долговременная живучесть" разборно-надувной конструкции оказалась на высоте. Налетевшая на камни со всего хода яхта там бы скорее всего и осталась.

Рассыпанные по дну макароны говорят о "эффекте старта". Походное хозяйство еще не нашло своего места, не уложено в гермушки, не привязано. Понятное дело, так обычно и бывает: только бы уйти со "стапеля" который обычно располагается в не самом приятном месте на окраине поселка, а уж на первой стоянке разберемся что к чему...

Плавание совершалось не группой, но была координация с находящимися на том же водоеме товарищами. И она помогла: не в момент аварии, но хоть позже некоторая помощь была оказана; и потерпевшим крушение стало повеселее. Групповое хождение по разным причинам может быть неудобно и не всем нравится, а вот от связи с находящимися где-то неподалеку "коллегами" вряд ли кто откажется. Нужна технология, и она есть! Пока не у нас, к сожалению, хотя все компоненты налицо: интернет, GPS, SMS.

Фото Н.Исаева и Е.Жилёнис, оригиналы большего размера см. на сайте Водяной.net






Россыпь синих точек у "Макаронного берега" - наверное, те самые каменюки.