Отчёт 2005-03

ПроисшествиеАварийная выброска на берег
ПоследствияСудно разбито, часть вещей потеряна, травма.
ВодоемБелое море
ДатаАвгуст 2005 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Публикация А.Л.Кунашева в форуме Под Гиком, 2007 г..


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

После сплава по Умбе на катамаран Урал-Экспедиция (рама плоская из Д16Т 40*1.5) прикрутили верхнюю пирамиду (5-ногий паук из трубы 50*1.5) в распор пирамиды и центральной балки (это было бревнышко) ставилось вооружение предположительно от швертбота 470, площадь около 10 кв.м. Загрузка 4 рыла и кил. 130-150 груза. Мотора нет. Да, соединения рамы и пирамиды на стремянках усиленных резиновыми вязками, мачта растянута тросами с пласт.оболочкой (2 ванты и штаг) натягивались веревкой через кольца в 2 сложения (грубо 4 лопаря). Шверт фанерный 1.5*0,5*0,018 на растяжке, рулевое весло. Опыт хождения в такой конфигурации был довольно незначительный. Планируемый маршрут был от Умбы до Кандалакши, вдоль берега.

Время действия вторая половина августа. Погода необычно хорошая для БМ. Облачность 4-5 баллов., тепло (12-15 гр) ветер средний (анемометра нет) северо восточный (дуло сзади в левое ухо) ровный, высота волн ок 0.5 м.

Эт была присказка, а теперь сказка.

Утро было просто замечтательное, но Адмирал был какой то хмурной. Мы списали это на последствия вчерашнего, а его фраза типа "вату под перья натягивает" мы, не будучи метеорологами игнорировали, даже не попросив расшифровать. Шлепая и оскальзываясь на камнях экипаж стаскивал Бобра в относительно родную ему стихию. Бобер упирался и тихо шипел днищем по камням. Смирившись с уготованным, Бобер закачался на небольшой волне и зхлюпал форштевнем а экипаж расселся на пристегнутых гермах. Адмирал ухватил рулевое весло и выдал долгожданное "Поднять парус". Так начался этот переход.

По плану Адмирала мы должны были выйти подальше в море левым галсом полного бакштага (это я уже сей час знаю, а тогда терминология была на уровне "...тяни вон ту веревку..." так что все термины от меня сегодняшнего, тогда я написал бы по другому) и там повернуть на правый галс полного бакштага и идти до заповедных островов, скорее всего не дошли бы за ходовой день, но попытка не пытка.

Левым галсом шли уже более получаса точно (хронометраж никто не вел, ну только если Адмирал). Ветер усилился, Адмирал сказал что выходим из тени полуострова и повернул на правый галс. Ветер и не думал стабилизироваться а продолжал плавно усиливаться оставаясь равномерным и без рывков. Примерно еще через полчаса ветер стал неприятным.

У нас была такая терминология, слабый, средний ветер эт понятно, хороший ветер - это когда катамаран летит и на душе радостно, неприятный ветер - это когда мокрую от брызг неопренку, даже защищенную анораком, выстуживает до стука зубами, ну и наконец симфонический ветер - это когда такелаж поет и играет. Неприятный ветер вынудил лезть по гермам и утепляться и на какое то время за развитием погоды никто не следил, потом разлили кофейку из термоса, судя по тому как разливали и пили, волна была небольшая.

А вот потом вдуло. Ветер из неприятного рывком стал симфоническим, Бобер начал взбрыкивать и отплевываться, экипаж скучковался на корме. Термос утопили, как то все очень быстро происходило. Адмирал крикнул "рифимся" и привелся. При приведении не опрокинулись просто чудом, очко начало играть (сори за мой русский). На левентике Бобер перестал быть послушным и стал бешеным мустангом, завтрак резко начал проситься за борт. То что нам удалось зарифиться, скорее вопреки нашим навыкам, целиком заслуга Адмирала - он явно сорвал себе горло и вспомнил всех наших родственников, одновременно с этим орудуя веслом и удерживая Бобра, вот в чем достоинство рулевого весла - рулем так не поработаешь.

На глазах темнело, как в театре - только что было светло и за пару минут свет потух. Ветер быстро поворачивался, меняя направление с северо восточного на южное/юго-восточное, не забывая при этом усиливаться. Волны по прежнему были небольшие (мне так казалось) но во всю плевались пеной. Адмирал попробовал идти дальше примерно галфиндом левого галса, экипаж сцепив стучащие зубы обосновался на левом баллоне, только Танюха сидела в обнимку с мачтой. От воды уже приходилось отплевываться. Вокруг все было свинцовое в кружевах пены, носы практически не было видно, вода кипела примерно у второй поперечины (немного впереди мачты), Одним словом - Органная сюита для стиральной машины.

И из этого фона по правому борту паралельно нам - выступают скалы. Что сказал Адмирал было не совсем понятно, что то из серии "...Твою мать !!!!!!...". Мы тож что то орали, щас ужу и не вспомню. Адмирал проорал "Выбрасываемся", видимо решил что с такими спецами как мы на борту и собственно с такой конструкцией этого самого борта идти против шторма (ну хорошо, пусть будет почти шторм) он не может, а может оценил что нас наваливает быстрее чем мы отходим. Одним словом он увалился до полного бакштага левого галса, трепать стало меньше но с большей амплитудой. Берег был по правой скуле, пологие скалы, при том освещении казалось черного цвета, мокрые, хоть дождя и небыло. На них взбирались Волны - вот тут, когда стало с чем сравнивать, волны стали Большими, а вид прибоя оптимизма не внушал. Есть пляж перед скалами или нет было непонятно, сплошная пена.

Адмирал ухватил меня за анорак наклонил к себе и проорал в ухо (блин я чуть не оглох) "Выбросимся режь мачту" и я пополз к кухонной герме, проклиная отсутствие привычки носить нож. Чтоб достать нож герму пришлось отстегнуть, так что забегая вперед скажу что мы ее потеряли. Сделал я все довольно быстро, но наблюдать за процессом выбрасывания увы было некогда, только я начал придумывать как пристроить нож, Адмирал крикнул "Держимся" (это часто кричат в порогах если экипаж не пристегнут) - сработали уцепительные рефлексы. А потом нас Боднуло и Приложило. Скрипа и треска я не слышал, врать не буду, но так нас еще никогда не прикладывало, хотя в порогах случалось всякое.

Однако рефлексы - великая вещь, удержались все. Сразу после удара повалило вперед через носы, Адмирал крикнул "Режь !!! ..." и что то еще не совсем разборчивое и совсем не лестное, но я уже резал. В симфонию вплелся звук лопнувшей струны. Вторую ванту резать не пришлось, мачта завалилась и так, засветив мне по бедру нижней частью так, что синяк потом был не синий а фиолетово черный, хорошо что не по голове - кирдык был бы однозначно. Пока боль еще не дошла до мозга было время осмотреться. Баллоны разошлись, первой поперечины нет (и не нашли) правый баллон лихорадочно спускает. Вокруг набегает пена, но под ней вроде бы камень. Адмирал к этому времени уже сорвался с руля и бежал по остаткам катамарана вперед, на ходу подхватив с передней ноги пирамиды швартовочный конец.

Забег Адмирала по скале я уже не видел, боль от ноги настоятельно постучалась в мозги и на минуту другую я был занят исключительно собой, издавая массу неприличных звуков. В итоге таки был растолкан и по веревке выбрался выше. Ноги кстати не скользили, спасибо кедам, но по ногам больно били набегающие волны, и каждый удар отдавался в подраненной ноге, так что наверх вылез исключительно на адреналине. Зато наверху был освобожден от затаскивания и сбора останков Бобра. Кстати, адреналин - великая вещь, затащили Бобра не полным составом и не разгружая, в обычной ситуевине вещь совершенно невозможная.

Скалы выше образовывали стол, как будто несколько плит налезали друг на друга. Относительно неплохое место для лагеря, куда и были стащены отстегнутые гермы (те что остались). Поставить палатку или тент возможности небыло из за ветра, так что лежали на пенках с гермами под головой, головой к ветру, лежа ветер уже не выстуживал, но трясло основательно - отходняк. Лежали молча, незнаю сколько, наверное долго. А потом ливанул дождь, ветер начал слабеть и поворачивать. Я лежал и отмаргиваясь смотрел на легионы летящих капель, нога болела, ее крутило и стреляло. А на душе было хорошо и спокойно, уж и незнаю как это передать, в общем шикарно было.

Продолжать поход мы уже не могли. Потеряна передняя поперечина, остальные погнуты. Правый внутренний баллон разошелся по шву примерно на половину, шверт расколот по линии верхнего крепежа. Общая геометрия рамы напоминала ромб. Стремянки помяли трубы, все держалось на резиновых стяжках. Потеряны два весла (всего у нас их было 5), потеряна кухонная герма. Порван парус (скорее всего на берегу, в море я этого момента не припомню). Порвана неопренка. Синяки и ссадины (в основном мои), Общее переохлаждение, (Шмель был в кухонной герме) поправленное коньяком, большим количеством. Пополнен словарный запас, сильно пополнен.

Вот такое у нас было штормование, может и ничего особенного, но запоминающееся, некоторые моменты стоят перед глазами как живые. Выбирались к цивилизации уже без экстрима, медленно и печально.

Выводы

По-видимому, ошибочным было решение выйти в море при признаках ухудшения погоды, при этом на недостаточно мореходном и испытанном судне. При явном ухудшении погоды следовало прекратить плавание как можно раньше, чего сделано не было.

Опасная выброска на берег кончилась относительно благополучно благодаря хорошему опыту экипажа как сплавщиков и некоторому везению. Сомнительно только, стоило ли намеренно валить мачту. Очевидно, противостоять переохлаждению очень помогли имевшиеся у всех неопреновые гидрокостюмы.