Отчёт 2006-02

ПроисшествиеВынужденный дрейф в шторм
Последствиянет
ВодоемБайкал
Датаавгуст 2006 г.
Автор сообщения или ссылка на источник: отчет С.Ваулина


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Экипаж в составе Сергея и Натальи Ваулиных совершал плавание по Байкалу из Листвянки на север на катамаране "Ветер". Это был не первый поход на Байкале. При ветре 6 баллов под зарифленным гротом катамаран лавировался с трудом. После стоянки на кордоне (р.Еловка) из-за недостатка времени было решено продолжать движение, несмотря на информацию о возможном ухудшении погоды - ветер хоть и дул с берега, казался попутным.

Сильный порывистый ветер не позволил нести грот, шли под стакселем а затем переставили его к мачте как трисель. Движение вплотную к берегу оказалось невозможно: штилевые мешки и опасные ветровые удары, что видели на шедшей недалеко яхте. Мотора на катамаране не было. В конце концов у одной из речек попали в "горную" - мощный ниспадающий из долины ветровой поток, и катамаран лагом быстро понесло от берега.

Дальнейшие действия

Чтобы развернуть судно носом на волну, высота которой быстро росла, с носа в качестве плавучего якоря был выброшен рюкзак с тяжелыми вещами. Убрали руль и шверт. Положение стабилизировалось.

Через некоторое время ветер ослабел и появилась надежда вернуться к берегу, до которого уже было 3-5 км. Поднять можно было только половину "триселя" и катамаран мог двигаться только немного острее галфвинда. Все-таки приблизившись к берегу в районе бухты Песчаной, но снова попали в усилившийся ветровой поток. Пронесло мимо мыса, а дальше берег отходил еще больше в сторону. Стало понятно что достичь наветренного берега не удастся. День кончился, начинало темнеть.

Снова отдав плавучий якорь, экипаж поднял штатную палатку и устроился ночевать; несмотря на обстановку удалось поспать. Ночью ветер усилился еще больше, для повышения остойчивости катамарана завалили мачту.

На следующий день, двигаясь по ветру и на веслах, достигли подветренного берега в дельте Селенги. Мощный прибой на отмели катамаран преодолел, но до твердого берега в этих местах было еще несколько километров камышового болота. Еще одну ночь пришлось провести в палатке на катамаране, затем продолжили движение.

Выводы

С.Ваулин дает следующие рекомендации:

  1. На Байкале снабжение судна обязательно должно включать плавучий и обычный якоря. Оборудование плав. якоря – см. тему Гвоздева в КК КиЯ. Целесообразно даже иметь несколько якорей различной площади (для различных тактических ситуаций – когда надо задержаться на месте, когда надо дрейфовать с максимальной скоростью и т.п.).
  2. Дополнительно, хорошо бы конструктивно обеспечить дрейф многокорпусника под голым рангоутом под малым углом к волне – каюта, смещенная в корму, кормовая дуга, на которой можно поставить стаксель, и т.д.

  3. Необходимо обеспечить возможность уборки (при этом уменьшается кренящий момент и момент инерции) и постановки мачты на воде силами экипажа. Для этого, например, достаточно иметь кормовую дугу и ряд простейших приспособлений.

  4. Потоки горной с сильным ветром хорошо заметны визуально, и при желании их можно избежать. Ветер развивается достаточно медленно (десятки минут), и при движении вблизи берега целесообразно, не дожидаясь разгона ветра, как обычно и рекомендуют, срочно (под мотором и парусами) уходить на берег.
  5. Если горная обнаружена при движении вдали от берега, стоит сразу, не теряя время на попытки пробиться к берегу, независимо от времени суток, уходить по ветру на противоположный берег.
  6. Если судно все же попало в ветровой поток – дрейфуем на плавучем якоре носом на волну. Крепление якоря на корме нецелесообразно из-за заливания кокпита. Обязательно убираем шверт и руль. Целесообразно убрать мачту. После ослабления ветра и уменьшения волны (на удалении от берега 5-20 км, а то и более – при сарме, например) – разворачиваемся и уходим по ветру под штормовым стакселем (на противоположный берег, либо дальше по маршруту).

      Дополнительно стоит отметить, что этот случай продемонстрировал живучесть катамарана с маленькой парусностью. Когда завалили мачту, получился фактически в плот. Но завал мачты на воде, да еще в шторм и ночью, сам по себе опасная операция. Хладнокровию экипажа можно только позавидовать. Была бы паника - верная гибель. Важнейшую роль сыграла складная рубка на "Ветре" - несмотря на экстремальную ситуацию, рубка дала передышку от напряжения и возможность отдохнуть.