Отчёт 2007-04

ПроисшествиеРазгерметизация поплавков в море
ПоследствияЗамена камеры на плаву
ВодоемАндаманское море
Дата13.02.2007
Автор сообщения или ссылка на источник:Отчет группы А.П.Кулика


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Проблемы с герметичностью баллонов возникали в ходе длительного плавания неоднократно. В основном они были связаны с трубками поддува и носили случайный характер (оторвали, некачественный ремонт и т.п.). В одном из случаев (в январе) причиной стало постепенное протирание на волнении концами запасных труб, касавшихся наружной оболочки.

Ночью 13 февраля резко спустили оба носовых отсека правого поплавка. Постоянная подкачка стала неэффективной. До Таиланда оставалось 400 км, от Андаман отошли на 350 км.

Ликвидация аварии

Непосредственной опасности для жизни не было. Судно держалось на плаву на нижнем и кормовых секциях правого поплавка, но двигаться под парусами в нужном направлении мы не могли, а аварийного запаса бензина было явно недостаточно, чтобы достичь берега. Такой невероятный случай - разгерметизация одновременно 2-х носовых секций - тем не менее был предусмотрен, на борту имелась запасная надувная камера.

Проблема заключалась в том, как произвести замену на плаву. Под носовую палубу завели четыре надувных матраса, связанных вместе и надувную 200-литровую ёмкость для пресной воды. Тем самым поддомкратили катамаран. Разрезали наружную оболочку, проделав входное отверстие для вставления через него надувного элемента. Внутри наружной оболочки была вода (около 1,5 тонн) и два надувных элемента с остатками воздуха. Протащить шнур внутри оболочки было непросто, но мы с этим справились. Для заправки запасного дутика с помощью этого шнура понадобились усилия всего экипажа, которому пришлось выполнять эту операцию, плавая за бортом.

Причина: новые кованые хомуты из Пондичерри протерли ПХВ протектор (которым мы изолировали их от надувных поплавков), шкуры поплавков и собственно дутики.



Фотографии взяты из отчета.

Выводы

Из отчета: такие громадные поплавки, как на нашем катамаране, делать по принципу шкура + дутик – нецелесообразно. Любой ремонт занимает почти или весь день, т.к. сначала под балки катамарана надо что-то подложить. Потом сдуть дутики, чтоб поплавок висел, достать дутики, надуть, найти дырки, сделать ремонт, потом сдуть, вставить. Нижние поплавки, которые терлись и бились об острые, как битое стекло, коралловые рифы – остались целыми, а если бы пробились, то ремонт занял бы 15-20 минут.

Дополнительно: повидимому, необходимо особое внимание к качеству механической обработки деталей, которые могут соприкасаться с поплавками. Если бы все кромки были аккуратно затуплены, а в наиболее опасных местах установлены более толстые прокладки, до аварии могло и не дойти.