Отчёт 2008-01

ПроисшествиеПотеря управляемости при прохождении прибойной волны
ПоследствияПовреждения судна.
ВодоемЛадога
Дата2008 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Ефимов А.В., сообщение в конф. Под Гиком 24.08.08


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Экипаж из 4-х человек совершал поход по Ладоге на новом судне - тримаране Фрези Грант 18. В сильный навальный ветер было решено выходить из р. Тулокса (песчаный берег, бар). Выходили на моторе (2 л.с.) при убранных парусах, для страховки посадили двух гребцов на боковые поплавки. Движок в какой-то момент не вытянул, лодку начало разворачивать боком. Волна полностью захлестнула кокпит, образуемый надувным баллоном-диваном, лодка осела, потеряв управляемость. Рубка была застегнута, ее сильно не залило.

Последствия

Несколько секунд трепало волнами, потом вода с палубы ушла. Мотор продолжал работать; помогая веслами протолкнулись на большую воду. Так как все вымокли, пришлось причалить в устье соседней реки Олонки. Лодка получила повреждения: погнулась задняя поперечная балка, чуть меньше - средняя и помята носовая часть стрингера правого поплавка.

Выводы

1. Cтоит подумать над усилением конструкции рамы. Если хотя бы один человек находится на поплавке, не опирающемся о воду, соответствующий момент может составить ~150 кГм. И это без учета динамических нагрузок. Если нагрузка в основном придется на заднюю балку (труба 48,5х1,5), не поддерживаемую вантой, она может быть сломана.

2. Грузоподъемность Фрези Грант 18 - 370 кГ. При экипаже 4 чел. с походным имуществом она практически исчерпана, если еще не было перегрузки! Что способствовало и заливанию кокпита и повреждениям.

3. Довершила дело масса воды, заброшенная в кокпит. Ограничивающий кокпит с трех сторон надувной баллон (а впереди - палатка) надо признать не лучшим решением. Слив воды по краям, через щели в центральной шнуровки и маленькие отверстия шпигатов оказался слишком медленным.

4. Тактическая ошибка - раз уж были сомнения, вывезет ли моторчик против ветра, не стоило пытаться выйти. Наверное, были веские причины спешить - но в результате и перехода не получилось, и лодка пострадала.