Отчёт 2008-02

ПроисшествиеГибель Е.А.Гвоздёва
ВодоемСредиземное море
Дата1.12.2008 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Форум журнала Катера и Яхты, тема Парусные яхты / Дважды вокруг света


Обстоятельства, предшествовавшие несчастью

Евгений Александрович Гвоздёв — опытнейший одиночник, ходивший на самых малых яхтах. Совершил два кругосветных плавания на яхтах Лена (Микро) и Саид (перестроенная шлюпка L 3,7м). В третье кругосветное плавание Е.А.Гвоздёв ушел из Новороссийска 18.09.2008 г. на яхте Гетан-2 (Микро). Через месяц он был в районе Афин, в начале ноября - в Ионическом море, на подходе к Мессинскому проливу.

10.11 прошел м.Spartivento (Италия), сообщал что идет только под парусом, мотор вышел из строя. 13.11 прошел Мессинский пролив, затем был в Неаполе, из которого вышел 26.11 и направился вдоль берега Италии.

Утром 29.11 произошла авария: Гетан-2 перевернуло, при этом была сломана мачта (проблема с мачтой обсуждалась еще при подготовке к плаванию, но заменить ее на новую не удалось). В середине дня, когда Гвоздёв наводил порядок в каюте, яхту опять положило на 150-170 гр. Почти весь запас воды, бензин и еще кое что по мелочи смыло за борт. Сам Евгений Александрович тоже видимо побывал за бортом, но обошлось небольшим ушибом плеча. По его словам ветер стихает, волнение 2-3м. В остальном вроде все в порядке. То, что осталось от мачты, уже на борту, он собирается его крепить и идти в ближайший порт. Координаты 41.38.18N 12.24.56E, Гетан-2 на якоре недалеко от берега.

Эту информацию Гвоздёв передал в 14.15 по телефону Давуду Мухумаеву.

1 декабря в 16:08 Давуд сообщил:
"Вчера днем связывался последний раз. Был в порядке. Воду всю вычерпал, дырки от степса заделал. Переночевал нормально, нашел сухую одежду и спальник. Но волнение еще не позволяло делать временную мачту. 1-го декабря по прогнозу там должен быть штиль. И еще 2-3 дня безветренной погоды. Сегодня в договоренное время на связь не вышел."


Информация о случившемся

8 декабря на форуме появилось сообщение: 2 декабря Гетан-2 найден выброшенным на берег:

My name is Marcello D'ALESIO and I am a Lieutenant of the Carabinieri (Italian police). I am investigating on a boat, called GETAN II, found on the west coast of Italy, exactly at Rome-Ostia, on December 2 2008. The boat was damaged probably by a storm. I know that you contacted the crew of the above mentioned boat before the indicated date; this is the reason I am writing to you, so I would be grateful if you could communicate the name of the people who were on board and the last day that you contacted them.

От лейтенанта карабинеров Марчелло Д'Алесио. Я обследовал лодку под названием Гетан 2, найденную 2 декабря на западном берегу Италии, а именно в Рим-Остиа. Лодка была повреждена, вероятно штормом. Поскольку вы ранее были на связи с командой этой яхты, буду благодарен если сообщите имена людей которые были на борту и последний день когда вы контактировали с ними.

Новая информация не оставила надежды: найдено обнаженное тело человека с раной на голове.

La Capitaneria di porto ritrova una barca a vela spiaggiata a Ostia. Potrebbe essere quella dell'uomo rinvenuto cadavere nella tenuta presidenziale di Castelporziano. La piccola imbarcazione, bianca con una fascia nera e la scritta "Getan II", e stata avvistata e segnalata ai carabinieri mercoledi sera dai marinai che perlustravano lo specchio di mare davanti al litorale romano. La barca si trovava sul bagnasciuga di una spiaggia libera attrezzata del lungomare Amerigo Vespucci. Sul posto ieri mattina c'erano ancora gli abiti: maglioni, giubbotti e pantaloni di un uomo. Sulla sabbia sono state ritrovate delle scarpe, alcune scatolette di pesce, documenti di viaggio e una lista di nomi scritti con caratteri dell'alfabeto cirillico. I carabinieri stanno cercando di capire se si possa trattare dell'imbarcazione dell'uomo ritrovato morto sulla spiaggia della riserva presidenziale. In effetti dal primo momento gli inquirenti, che insieme al medico legale avevano visto il corpo, avevano parlato di un uomo tra i 50 e i 60 anni, con una folta barba e i tratti somatici caucasici. Il cadavere aveva anche un'evidente ferita sulla fronte. I due episodi potrebbero essere dunque collegabili. Secondo le ricostruzioni il decesso dell'uomo ritrovato sulla spiaggia presidenziale sarebbe avvenuto 36-48 ore prima del ritrovamento. Periodo di tempo che, considerando anche le correnti, coinciderebbe con il trascinamento in mare dell'imbarcazione fino alla spiaggia del lungomare di Ostia levante a un paio di chilometri dalla riserva. (ilmessaggero.it)


Как сообщает капитанерия порта, на побережье Остии найдена парусная лодка. Возможно, на ней находился человек, тело которого было найдено вблизи президентской виллы Castelporziano. Маленькая лодка, белая с черной полосой и надписью "Getan II", была обнаружена вечером в среду (т.е. 3 декабря) моряками, наблюдавшими за морем у побережья, о чем было сообщено карабинерам.

Лодка находилась на пляже Америго Веспуччи. Там же была найдена одежда: свитера, куртки и брюки. На пляже найдена обувь, банки рыбных консервов, документы и список имен, написанные на кириллице. Карабинеры пытаются установить связь между находкой лодки и погибшим человеком.

По информации следствия и врача, речь идет о мужчине 50-60 лет с густой бородой и кавказскими чертами, с раной на лбу. Смерть произошла за 36-48 часов до того, как было найдено тело. С учетом течений это время совпадает с тем, за которое лодка могла быть выброшена на берег в паре километров восточнее.

(перевод с помощью систем PROMT оnline и Google translate).

Затем было подтверждение: погиб Е.А.Гвоздёв.

Информация о порядке событий противоречива. В первом опубликованном сообщении от Д'Алессио сказано, что яхту нашли 2 декабря. В январе, после поездки в Италию, Д.Мухумаев сообщил следующее: "30 ноября яхта стояла на одном якоре, второй конец оборвался после оверкиля. Судя потому что ее прибило к берегу только 4-го, обрыв якоря произошел через 2 дня после гибели Гвоздева". Такие же даты указаны в письме консульства. Упоминается, что "обломки лодки найдены в 2 км от места обнаружения тела". (По свидетельству Давуда, какие обломки! Яхта повреждена незначительно: только борт на котором она лежала на пляже).

Что могло произойти

В ночь с 30.11 на 1.12 было усиление ветра до 15 м/с, в порывах наверняка больше. Наверное и волна соответственно снова пошла, берег под ветром, яхта без хода — положение опасное. Несмотря на все якорные хитрости, применявшиеся Гвоздёвым, поползти в песке якорь мог и выкинуть Гетан-2 на берег могло.

НЕ МОГЛО произойти следующего: Евгений Александрович...

Это — часть его парусного кредо. Не привязался к лодке — пропадёшь, и не только к одиночнику это относится. Первейший долг капитана пока есть возможность бороться за живучесть судна, не полагаясь на внешнюю помощь. Эти мысли красной нитью проходят через дневники и многочисленные ответы Гвоздёва на вопросы форумчан КиЯ.

Что же могло случиться?! Преступление? — напали на старого человека на маленькой изувеченной штормом яхте, убили, раздели и выбросили в море. Разные изуверства бывают, но такое... И где! Карабинеры, надо думать, не зря свой хлеб едят — при малейшем подозрении перерыли бы всё. Нет.

Возможно, ответ дал сам Евгений Александрович за год с лишним до гибели.

30.08.2007, сообщение #1568

Вопрос:

(plis @ 30 Aug 2007, 08:47) to Гвоздёв.
Уважаемый Коллега, какой, самый большой промежуток времени, в течении Ваших путешествий, Вы находились в "каюте" непрерывно?...
С уважением.

Ответ Гвоздёва:

Практически, при любой погоде (от штиля до урагана) выходить на палубу, хотя бы на несколько минут, приходится ежедневно (даже Папе Римскому, наместнику Христа на земле, необходимо иногда посещать гальюн). В штормовую погоду и при температуре пять градусов и выше, чтобы не намокнуть, выскакиваю на палубу, в чём мать родила, затем ныряю в каюту, вытираюсь полотенцем насухо, надеваю барахлишко… Благодать! Без учёта этих «прогулок», в каюте, как в берлоге, отсиживался иногда неделями. Если взять время, проведённое в океане на «Саиде», то процентов 80 – 85 провёл в каюте, иногда высунувшись по пояс из люка (на «Лене» около 60%).

И в дневниках встречается упоминание, как славно устроить себе этакую баньку.

И помывка, и закалка, а может больше всего — ради радости жизни, ощущения хоть на минуту полного единения с этим ветром, морем, дождём, брызгами.

Очередные испытания — авария, тяжелая работа, тревожная последняя ночь позади. Ветер стал стихать.

Как он однажды написал в дневнике...

Когда на минуту вылезаешь в кокпит в чём мать родила по нужде или "в баньку" — и тут в страховочной сбруе? Вряд ли. Ведь не на ходу, яхта на якоре, не убежит. Неловкое движение, поскользнулся на мокрой палубе, нога подвернулась. Мало ли. Удар головой обо что-то — и уже без сознания за борт. Страховка не спасла бы... Это домыслы, но мог быть такой вот нелепый несчастный случай, как бывает с людьми дома в собственной ванной.

Не море убило Гвоздёва, оно только приняло его и вернуло земле.

Вместо выводов

ДАР ТОМУ, КТО РОЖДЕН ЛЕТАТЬ
Ричард Бах