Отчёт 2008-03

ПроисшествиеРазрыв баллонов при столкновении с препятствием
ПоследствияПотеря судна.
ВодоемСредиземное море
Дата4.12.2008 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:Публикации Е.Коротких


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

После похода в октябре-ноябре до Александрии, откуда основная часть команды улетела домой, Евгений Коротких в одиночку начал 1.12 переход в Турцию, где предполагалось оставить судно на зиму. На третий день пути ветер стал усиливаться до 6-7 баллов. К ночи катамаран шел под глухо зарифленным гротом (4 кв.м) при сильном волнении с обрушивающимися гребнями. Около 3 часов 4 декабря произошло столкновение с неизвестным плавающим предметом: удар и остановка катамарана (рулевой и вещи полетели в нос), что-то проскреблось внизу и ушло за корму. При столкновении оказались пробиты оба баллона.

Борьба за живучесть, SOS

Евгений находился на левом борту и увидел, что нос баллона обмяк. Первым делом он спустил и подвязал парус. Затем обнаружил небольшой разрыв баллона, пытался его заткнуть куском пенки, но безуспешно. Удалось подкачать вторую секцию баллона (секционирование поперечное). Справа ситуация оказалась еще хуже - повидимому, были повреждены все три секции. Подкачать кормовую не удалось, добраться до клапанов 1-й и 2-й секции было уже невозможно из-за крена на нос, угрожавшего переворотом. Для облегчения судна Евгений выбросил вещи с правого борта. Ударом волны в спущенный баллон оторвало стрингеры и стало ясно что катамаран не спасти.

Евгений подал сигнал бедствия, был услышан судном Miriam Borchard, которому передал свои координаты. Судно подошло через 50 мин. и взяло его на борт. За время до подхода судна на случай переворота катамарана Евгений связал из канистр и бочек плотик, собрал и привязал к себе в гермомешке документы и ценные вещи. Однако, катамаран продержался на остатках воздуха в правом баллоне. По прогнозу в районе ожидалось дальнейшее усиление ветра до штормового.

Карта с маршрутом перехода.

Выводы

Решение выйти на пересечение на север было слишком рискованным. Несмотря на благоприятный прогноз на первые дни, в зимнее время ожидать устойчивой погоды не приходилось. Штормовые условия в открытом море не соответствовали мореходности судна, на котором и перед этим происходили поломки в тяжелых условиях плавания. Опасность зимнего плавания по Средиземному морю даже для крупных транспортных судов показывает гибель в этом же районе в середине декабря молдавского контейнеровоза (смещение груза и опрокидывание, из 10 человек команды спасено 7).

Спорный вопрос, в особенности для одиночного плавания — стоило ли продолжать движение ночью при усилившемся ветре. По опыту яхтсменов, правильнее было бы подрейфовать до утра на плавучем якоре, а с рассветом пойти дальше. Однако для потенциально менее надежного в штормовых условиях разборного катамарана ситуация неоднозначна. Выдержит ли судно долгую болтанку, или лучше попытаться использовать шанс быстрее достичь берега, убегая от шторма? Тем более что до столкновения судно шло уверенно и стабильно, а до Турции оставалось около 170 км.

Происшедшее с Евгением — первый описанный для плаваний на надувных судах случай столкновения вдали от берега с плавающим предметом, вызвавшего повреждения, и даже катастрофические. До этого такая угроза воспринималась довольно абстрактно. Итак, для судов, совершающих плавание в открытом море, требуется дополнительная проработка обеспечения живучести или оснащение спасательным плотом.

Катамаран был оснащен рацией Icom 302 (25 Вт, антенна на топе мачты). Спастись Евгению удалось благодаря этой рации и тому, что катамаран не опрокинулся до подачи сигнала бедствия. Ручная рация (типичная мощность до 5 Вт и дальность связи 5 км) не смогла бы в этой ситуации обеспечить связь.