Отчёт 2010-03

ПроисшествиеАвария при отходе в навальный ветер
ПоследствияПробит баллон, сломана балка.
ВодоемЧерное море
Дата26.6.2010
Автор сообщения или ссылка на источник:Отчет Алексея Шматова


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Катамараны "Корсар" Е.Коротких, "Любимчик" А.Круглых и "Астер" А.Рагулина, участвовавшие в походе-ралли по Черному морю, отходили со стоянки на Черноморской косе. Сильный с утра навальный ветер к 13 ч. несколько ослаб. Первым вышел под мотором Астер, вторым под парусами Любимчик.

Один из двух матросов Корсара (А.Шматов) оттащил катамаран от берега насколько позволяла глубина, вскарабкался на борт. За рулем был второй матрос, Павел. Катамаран пошел, но в какой-то момент потерял скорость и стал неуправляем.

Последовал удар, причем такой силы что Шматова сбросило в воду. Катамаран повернул назад.

Ликвидация аварии

Авария оказалась серьезной. Когда катамаран потерял ход, его развернуло бортом к прибойной волне и последовало несколько сильных ударов. Был сломан конец одного из шпангоутов, и оставшийся рваный край проткнул баллон. Порвался один из тросов. Уже у берега ударом волны сверху по палубе сломало еще и заднюю балку. На отошедших лодках увидели аварию и вернулись, совместными усилиями вытащили пострадавший катамаран (экипаж из 3-х человек этого сделать не смог, груза было много и в порванный баллон уже набралась вода с песком). До вечера занимались ремонтом.

На следующий день все три катамарана продолжили плавание.

Выводы

Возможно, рулевой поспешил привестись, что привело к потере хода. Катамаран мог попасть на мель, при накате на пляж образуется образуется 2-3 параллельных берегу отмели с ложбинами между ними.

Ралли можно рассматривать и как учебный поход, но все же для явно неприятного и опасного в таких условиях маневра отхода за руль стоило сесть капитану.

"Корсар" - старый катамаран Рагулина. Было известно, что часть деталей (троса и еще что-то) требуют замены, но перед плаванием ремонт не сделали. Саму по себе конструкцию с поддержкой баллона тросами по бокам, применявшуюся В. и М. Успенскими в ранних судах, а также многими другими строителями, приходится признать не очень удачной для самостроя, предпочтительнее замкнутая рама из трубчатых стрингеров. Сейчас троса используют на катамаранах Ducky, но там все узлы хорошо проработаны и тщательно изготовлены. Здесь сломалась деталь, которая, как уточнил А.Шматов, уже ломалась и была починена.

Надо сказать, что крепление баллона на одних тросах вообще недопустимо, так как при перевороте судна баллоны могут быть оторваны, но надо отметить, что на Корсаре есть и жесткий центральный стрингер, проходящий в длинных карманах (виден на втором фото).

Прим. сост.



Справа "забинтованный" починенный шпангоут.