Происшествие | Конфликт в руководстве группы |
Последствия | Сход с маршрута шкипера судна. |
Водоем | Балтийское море |
Дата | 29.09 - 2.10.2010 |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Форум Под гиком |
Описана в книге известного российского бизнесмена Александра Кравцова "Бизнес как экспедиция: Честные истории для героев и волшебниц", которую рекомендуется перелистать для понимания последующих событий — почему в самое неподходящее осеннее время состоялось это плавание по Балтике. См. гл. 12 (книга доступна как в печатном виде, так и в сети).
У А.Кравцова сотоварищи возникла идея заложить в России новый город Руян, своего рода центр развития. Подобные проекты без особой идеологии называют "технопарками", здесь идеологическая компонента весьма мощная и Руян по аналогии можно назвать корпоративным социопарком. Подробности - в книге Кравцова.
...Но когда 19 августа мы с воды увидели белый утес, идентичный утесу Аркона на Рюгене, сразу стало понятно, что Город будет стоять именно здесь (на Оби, около дер. Уртам).
...Уезжали друзья-эксперты с пониманием, что наша ячейка в любом случае будет строить город на месте силы, найденном в Сибири.
...Чтобы привезти первый камень, была в кратчайшие сроки спроектирована и проведена парусная экспедиция на двух надувных катамаранах на остров Рюген. Группой руководил наш старый товарищ и бывалый капитан Сергей Сергеев из Омска.
Итак, силой пассионарности Кравцова и ресурсов ООО Руян начал реализовываться утопически-эзотерически-франчайзинговый-бизнес-проект закладки города Руяна. Первым шагом стала затея привезти с ныне немецкого о. Рюген краеугольную каменюку Нью-Руяна, причем наиболее романтичным способом: на парусных катамаранах СК 28, уже использовавшихся в проектах "Экспедиции". Еще несколько цитат:
...Возможно, глaвным конкурентным преимуществом современных компaний (a тaкже спортивных и военных комaнд и вообще любых проектных групп) является идеология. Все остaльное поддaется aутсорсингу....Когда-то давно я учил молодых управленцев (...) на вопрос подчиненных «Почему?» отвечать: «Потому, что я так хочу».
..."Немедленной эвaкуaцией" мы нaзвaли один из вaжнейших, всегдa доступных, но и всегдa трудных в исполнении ноу-хaу. Это ознaчaет, что кaк только стaновится ясно, что у человекa с комaндой нет совместного будущего, он должен комaнду покинуть.
(В. Лобов, исп. директор МФПА) „Экспедиция“ — это больше чем компания. Это отдельный мир ярких и необычных людей.(...) Иногда по производственной необходимости или в силу личных причин туда пускают чужеземцев. Но очень тщательно следят, чтобы они там не наследили.
В принципе, на этом можно было бы и закончить.
Подготовка плавания была произведена в кратчайшие сроки. Руководителем экспедиции стал С.Сергеев, рулевым второго катамарана пригласили Олесю Ильину. До Гдыни участвовал в плавании и Босс (видимо, А.Кравцов - кто же еще). Решение пройти от Рюгена до Калининграда было принято в начале сентября, времени на подготовку почти не было, суда были в Новосибирске. Лодки никто не готовил, не было времени, взяли то, что было, команду формировали из тех, у кого был загранпаспорт.
Когда катамараны были распакованы, оказалось, что их состояние не позволяет выйти на воду, особенно б/у лодки, шкипером которой стала Ильина. После нескольких дней ремонтных работ в мастерской что можно было сделать на месте для приведения в порядок судна – было сделано. Фал, правда, не дали поменять – в море надо было срочно идти.
Движение по маршруту также происходило в спешке — под моторами, без стоянок. В ряде случаев, о которых пишет Ильина, действия руководителя не соответствовали хорошей морской практике, более того, нарушали правила судоходства и вели к опасности.
На следующий день после прихода в Гдыню было принято решение идти в Калининград, закрыв границу (то есть без права высадки на берег). Прогноз был на ветер > 10 м/с, что в сочетании с неудовлетворительным состоянием судна Ильина сочла небезопасным и настаивала на переносе выхода, однако Сергеев решил выходить без задержки. Ильина вести лодку при таких условиях отказалась и осталась в Гдыне. Остальные члены экипажа подчинились командному духу и решению руководителя и продолжили плавание. Суда успели дойти до г. Балтийск за 5 часов до начала шторма.
О.Ильина: Отношения руководитель - шкипер не оговаривались и нигде не фиксировалось, более того - состоять в полном подчинении я бы не согласилась ни при каких обстоятельствах, но вопрос так и не стоял, хотя по факту – к Руководу Босс прислушивался чаще, споры по технической готовности были с самого начала. Но в Гдыне мы столкнулись лбами, каждый пошел на принцип, Босс самоустранился, консенсус оказался невозможен, и собственно итог. Это уже больше психология, нежели морская практика.
Для себя я только подтвердила: в эскадре нужно обо всем договариваться на берегу, чего не было сделано – не до того! Надо в море идти — это основной косяк.
В Гдыне судно находилось в защищенной оборудованной марине, под рукой была машина техпомощи - ничто не мешало разобрать кат и увезти его в прицепе. Если судно с экипажем осталось в беспомощном состоянии, зачем его потащили в море?
С.Сергеев: Не надо криками про ХМП прикрывать неумение и нежелание работать в команде на общий результат.
От составителя:
Сомнительным моментом в этой истории представляется "эвакуация" не кого-нибудь, а шкипера. Однако при наличии возможности для команды судна уехать машиной поддержки вопрос снят. Люди предпочли ради "верности идее" рискнуть жизнью, скорее всего не сознавая или преуменьшая опасность. А идея-то не та, за которую стоило рисковать. Командная работа, эффективная и, возможно, прекрасная в бизнесе и в ралли на джипах, при серьезной аварии в море закончилась бы за минуты.
Столкнувшись с энтузиазмом, остановитесь и постарайтесь оценить степень адекватности пассионариев. От энтузиазма до фанатизма недалеко. Ну, а то что "столкнулись лбами и пошли на принцип" в любом случае не красит обе стороны.