Отчёт 2011-04

ПроисшествиеНочное штормование, посторонняя помощь
ПоследствияБез последствий.
ВодоемЧерное море
22-23.07.2011
Автор сообщения или ссылка на источник:И.Ноур, обсуждение в форуме "Под гиком"


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Катамаран Игоря Ноура "Да" с экипажем из 3 человек участвовал в регате Кубок памяти А.Коломойца, маршрут которой проходил вдоль ЮБК в западном направлении. Нагрузка катамарана (переделанный и усиленный Простор) была близка к предельно допустимой (350-400 кг: лодка сама по себе тяжелая, снаряжение, в т.ч. тяжелый аккумулятор, три человека). В гонках как таковых перегруженный "Да" участвовать фактически не мог, так как сильно отставал. При ходе в лавировку проблемы усугублялись, иногда Да буксировал катамаран Астер. При разборе высказывались даже мнения, что допускать "Да" в регату вообще не следовало. К тому же один из матросов был новичком и, как выяснилось, не переносил укачивания.

Чтобы пройти маршрут вместе со всеми, "Да" выходил со стоянок раньше основного флота. Останавливаться все должны были вместе во избежание проблем с пограничниками.

22.07 участникам предстоял переход на 50 км к Оленевке, это крайняя западная оконечность Крыма. Последние 14 км берег скалистый, однако, по свидетельству А.Еременко, за исключением последних 3-4 км до маяка попадаются бухты, где можно укрыться.

"Да" вышел в 6 утра, с форой 3 часа. Погода была штилевая с отдельными пятнами ветра; долго болтались, потом прошли 5 км с помощью мотовесла, потом подул встречный ветер и снова отстали. К 17 ч. почти весь флот финишировал, "Да" был еще далеко. Как выяснилось позже, в 18ч. было дано штормовое предупреждение. В 19 ч. "Да" находился еще в 15 км от финиша, но имел скорость 11 км/ч и рассчитывал дойти до заката (21 ч.).

Погода начала быстро портиться, появились грозовые тучи. Поднялась волна. Катамаран попал в сильное встречное течение со стоячими волнами; при собственной скорости 10 км/ч продвижение по курсу составило только 4 км/ч. С этого времени, т.е. ориентировочно 20-21 ч., обстановку считаем угрожающей.

Действия в угрожающей обстановке

Находясь в 3 км до маяка Оленевки, "Да" по телефону связался с "Астером", который сообщил что до финиша укрытий нет и дал координаты финиша в бухте.

Около 21 ч. разыгралась непогода. Быстро стемнело, шла сильная гроза. На берегу ветер срывал палатки, на побережье были сломанные деревья и разрушения легких построек.

Несколько попыток зайти в бухту против шквального отжимного ветра не удались; был разорван кливер. Попытались зайти за сидящую на мели баржу, отдали плавучий якорь, но он запутался. Сделали аварийный, что замедлило быстрый дрейф в море. Встать на якорь на штатном 30-м конце не удалось, но на "Да" были запасные, и нарастив якорный, удалось встать на якорь примерно в 4 км от берега.

На сильном ветру (да еще и град прошел с грозой) стали замерзать; сначала одному из матросов, а потом и всем на некоторое время пришлось закрыться парусом и брезентом чтобы согреться.

Во время всего аврала со связью происходила какая-то неразбериха. Основной телефон разбили (пострадавшие телефоны были и на берегу), но был запасной. То не могли связаться с лагерем и ГСК, то наоборот лавина звонков заставляла сбрасывать их. В это же время ГСК с катамараном связаться не могла. Около 22-23 ч. после разговора матроса с родителями в Одессе они подняли тревогу, оповестив пограничников и МЧС; пограничники взяли ситуацию под контроль (катамаран был виден благодаря топовому огню) и от примерно 0 ч. 23.7 далее поддерживали связь с лагерем и катамараном.

Воспользоваться УКВ рацией оказалось невозможно, так как сломалась антенна на мачте. Пограничники запросили стоявшее в бухте рыболовное судно РБК-40, которое и оказало помощь, отбуксировав катамаран под защиту баржи к 3 ч. Потом вместе с экипажем "Да" еще оказывали помощь севшей на мель яхте.

Выводы

И.Ноур: нужны... "Прогноз по ветру три раза в день, лоция по намеченному маршруту, два раза в день прогноз штормовых по всему Черному морю, перед каждым выходом точка прихода на карте, азимут на точку по компасу, связь двух кораблей в пределах видимости, и те же самые визитки с телефонами, и координатами пограничников по всему побережью, на бумаге и в нескольких экземплярах."

В отличие от совместного похода, связь судов в пределах видимости на регате как обязательное условие невозможна. Знать координаты назначенного финиша еще до отхода, а не запрашивать на ходу — прямая обязанность рулевого! А вот раздать экипажам все телефоны на бумаге, да заламинированные — правильно, и это дело организаторов. Телефоны выходят из строя, кончаются деньги и батарейки. Переставлять СИМ-карту (если еще на ней сохранили номера а не в аппарате) — в ветер и дождь даже на берегу может кончиться выходом из строя и второго мобильника.

Запрос погранцам о помощи должен был бы последовать из берегового лагеря, когда там поняли что отставший попал в переделку, а не от родственников кружным путем.

Несколько участников событий связывают не всегда адекватную навигацию "Да" (шли слишком мористо, много теряли времени в штиль вместо того чтобы идти на мотовесле) со склонностью кэпа к дегустации крымских напитков. Ему виднее конечно как было дело, но ясно что 3-часовую фору на старте можно было использовать лучше. С другой стороны, действия команды во время аврала могут быть примером.

О снаряжении. Ключевую роль в том что угрожающая ситуация не стала аварийной, сыграли якоря и запас концов! Не вышло с одним, вышло с другим. Не знаю других наших катамаранов, ну может быть кроме "дредноутов", на которых найдется сто метров якорного. Хорошо если вообще якорь берут. В то же время при некотором, пожалуй, переборе для ралли вдоль берега (как пишет Игорь, "у меня груженная на 2 недели продовольствием лодка, приспособленная к ночному плаванию и приготовлению пищи на воде... радио с выносной антенной на 25 км...запас электроэнергии на 60 дней без подзарядки..." непромоканцев не оказалось и экипаж стал замерзать.

И еще урок на крайний случай. Без парусов и с якорем, обычным или плавучим, катамаран становится спасательным плотом. Даже в трудной обстановке раз не перевернулись и баллоны целы — непосредственной угрозы жизни нет, а время для каких-либо действий и ожидания помощи есть.