Отчёт 2012-01

ПроисшествиеПробой баллона
ПоследствияБез последствий
ВодоемОнежское оз.
Дата20.08.2012
Автор сообщения или ссылка на источник:Отчет


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Катамаран М 450 "Ветер" И.Виговского и А.Репиной в свежий ветер (фон 8 м/с) шел с о.Ю.Олений в направлении Пертищ. Были взяты два рифа. Когда отошли уже на 8 км от берега, внезапно разгерметизировалась носовая секция левого баллона, полностью сдувшись.

Ликвидация аварии

Легли в дрейф и подкачали кормовую секцию, которая не пострадала и держала нормально. Было решено вернуться назад, так как было ближе до берега и курс выходил бакштаг-галфвинд. Несмотря на то, что поврежденный баллон оказывался при этом подветренным и катамаран зарывался в воду до подмачтовой балки, двигались уверенно и стабильно. Лавировать лодка не могла, но при подходе все же удалось выбрать неплохое место для остановки. Причалили к берегу о. Б.Клименецкий на прикрытом от волны участке.

Выводы

Как выяснилось, баллон порвала такелажная скоба на передней ветви паука. Через отверстие площадью около 2 кв.см в верхней части баллона воздух был потерян практически мгновенно. Доставать до скобы баллон стал из-за деформаций при движении по волнам, а также потому что при сборке крепление паука было заведено не поверх балки, а под нее.

Очевидно,что как при конструировании и изготовлении надувных судов, так и при каждой сборке необходимо обращать внимание на недопустимость расположения деталей с острыми кромками там, где они могут оказаться в контакте с баллоном. Или применять какую-либо защиту.

Инцидент окончился благополучно благодаря надежному секционированию баллонов (баллоны верфи Успенских) и спокойным действиям опытного экипажа. Надо также отметить, что заранее взятые по случаю свежего ветра рифы значительно снизили угрозу оверкиля, который вполне мог бы произойти с полной парусностью.