Происшествие | Состыковка катамаранов |
Последствия | Травмы |
Водоем | Черное и Азовское моря |
Дата | 1.08.11, 4.08.12 |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Отчеты О.Дмитрук, 2011 и 2012 |
В этом отчете объединены описания двух похожих инцидентов, происшедших с катамараном Мистраль О.Дмитрук в морских походах с интервалом в год.
При движении в бейдевинд сломалось нижнее крепление пера руля, и оно начало соскакивать, угрожая полной поломкой и потерей управляемости. Решили принять помощь, пойдя на буксире у более крупного катамарана Астер. Скорость резко упала, Мистраль был тяжело загружен (6 чел. на борту!). Мы пытались помогать, пробуя разные варианты движения под парусами, но тогда наш быстроходный корабль начинал слишком активно бежать и затягивал буксирный конец под поплавки. Смайнали паруса - не помогло.
Капитаны решили пересадить часть людей с Мистраля на Астер. Соединившись бортами, наши корабли опасно прыгали на волнах и стремились биться друг о друга. Люба... боялась промахнуться и упасть за борт, ...ее перебросили с борта на борт, и ...она поскользнулась на мокрой палубе и треснулась головой о поперечную балку «Астера». Говорит, минут 15 в себя приходила.
Когда на Мистрале остались двое, они смогли отрегулировать дифферент лодки и буксировка пошла лучше. При ослаблении ветра и волны Мистраль смог идти своим ходом, придерживаемый вручную руль выскакивать перестал. Двоих человек вернули обратно и переход завершили благополучно.
Мистраль и Трикстер быстро шли при попутном ветре при легком волнении в Арабатском заливе, направляясь к Каменскому. Более крупный Мистраль уходил вперед, и капитаны решили попробовать связать катамараны бортами, чтобы проверить, будет ли совместная скорость на четырёх парусах быстрее, чем скорость отдельно бегущего Трикстера (курсив - цитаты из отчетов.
После сближения члены экипажей схватились за шпангоуты, удерживая лодки и связывая их. Когда в корме лодки уже были связаны, один из державших лодки в носовой части бросил свой пост и занялся едой (человек своеобразный на грани адекватности, фактически пассажир, исполнявший обязанности фото-видеооператора и изначально освобожденный от работы матроса на борту). Другой, держа босой ногой норовящий убежать нос Трикстера, пытается доделать брошенную часть работы. На волне катамараны подпрыгивают, расходятся носами, и Олег получает травму: непонятно чем буквально выдирает кусочек плоти из большого пальца ноги.
Сделали перевязку, лодки связали, так и пришли на финиш перехода сначала под парусами (для управления хватало руля более крупного Мистраля) а потом под мотором. Скорость в обоих случаях составила 11 км/ч, с этой точки зрения эксперимент оказался успешным. Травмоопасное место так и не нашли.
Главный вывод сделан уже в первом отчете (выделен жирным): операции стыковки катамаранов и пересадок на ходу опасны. Инерция лодок массой в сотни килограммов способна не только травмировать людей, но в тяжелых условиях грозит и поломкой каркаса или разрывом баллонов.