Отчёт 2013-01

ПроисшествиеКонфликт, разделение группы
ПоследствияМатериальный и моральный ущерб.
ВодоемПролив Дрейка, район мыса Горн
Датаянв. 2013
Автор сообщения или ссылка на источник:По материалам пресс-конференции в дек. 2012 г., публикаций в форумах gik.fordak.ru, ducky.com.ua, narval-sail.ru, журнале "Катера и яхты"


Обстоятельства развития конфликтной ситуации


Пресс-конференция: цели определены, задачи поставлены.
Можно лишь позавидовать интереснейшим планам.

Экспедиция к острову и знаменитому мысу Горн планировалась как совместная российско-немецко-украинская, на двух катамаранах: Ducky 19 Эдуарда Майданика и ТМС Олеси Ильиной. Команда ТМС планировала более ранний приезд для осуществления совместной программы с другой группой (горной), транспортировка которой должна была пополнить бюджет. После этого оба катамарана должны были осуществить совместное плавание с обходом острова Горн. Общий руководитель экспедиции определен не был; Майданик и Ильина были знакомы друг с другом только заочно, все вопросы подготовки решались по переписке.

Предполагалось, что прибывшая на место раньше команда Ильиной осуществит закупки продуктов и пр. для обеих команд. Одна из участниц, приезжающая со второй группой, должна была идти на катамаране ТМС; совместно предполагалось обеспечить спутниковую связь (Майданик брал телефон Иридиум, Ильина — сим-карту).

Логистика доставки судов и имущества из России и Германии в Чили была весьма сложной, и, как показали дальнейшие события, эта сложность (включая бюрократические процедуры нескольких стран) оказалась недооцененной.

Суда удалось получить только с большой задержкой, из-за чего первая часть программы команды Ильиной оказалась сорвана. Катамаран Майданика был доставлен еще позже, на грани, угрожавшей срывом плавания.

Поскольку организацией доставки судов занимался в основном Майданик, можно предположить, что команда Ильиной посчитала его виновным в срыве своих планов (впоследствии оказалось, что сыграла роль ошибка в документах, сделанная самой Ильиной). Во всяком случае, это представляется единственной сколько-нибудь разумной причиной проявившегося при встрече недоброжелательного отношения, которое в дальнейшем только усугубилось.

ТМС вышел на маршрут первым, не выполнив договоренностей о снабжении второй команды - полученные от нее средства были потрачены в своих интересах, спутниковый телефон первая команда обеспечила себе самостоятельно. Более того, находившаяся на ТМС участница второй команды была вынуждена перейти на катамаран Майданика. Показателен факт, что в ходе дискуссии по возвращении Ильина принесла ей извинения за поведение своих спутников.

Таким образом, положение второй команды усложнилось: перегрузка судна, дополнительные затраты, отсутствие спутниковой связи. Тем не менее плавания в сложнейшем районе обе команды успешно совершили автономно. По возвращении разгорелся публичный скандал: Майданик предъявил Ильиной обвинение в растрате общих денег, фактически мошенничестве на крупную сумму; Ильина заявила о собственных потерях.

Выводы

Взаимные претензии участников предметом данного рассмотрения являться не могут.

С организационной точки зрения можно отметить два обстоятельства.

1. Расчет на пополнение ресурсов с помощью любого заработка во время путешествия — чистейший авантюризм, и, кроме того, практически всегда нарушение законов страны пребывания. Если выкручиваться таким образом вынужден путешественник-индивидуал, это его личная проблема, но, когда подобное предполагается изначально, вы сильно рискуете, вступая в любую кооперацию с таким предприимчивым компаньоном.

Напротив, необходим запас средств на непредвиденные расходы. (В частности, в этом же походе одному из участников понадобилась срочная и дорогостоящая медицинская помощь).

2. Серьезная ошибка — половинчатая организация. Не определен общий руководитель, владеющий всей информацией и принимающий решения по возникающим проблемам — и вместе с тем команды судов связаны общими процедурами и обязательствами, срыв которых по той или иной причине ставит кого-то в сложное положение. Другой возможный вариант организации, плавание флотилией, т.е. совместно, но при полностью автономном руководстве и обеспечении каждой группы, предупредил бы возможность подобного конфликта.