Отчёт 2018-04

ПроисшествиеДва оверкиля в гонке
ПоследствияПотеря вещей
ВодоемОбское вдхр.
Дата8.09.2018
Автор сообщения или ссылка на источник:А.Кирсанов, форум Под гиком


Обстоятельства возникновения первой аварийной ситуации

Катамаран "Франкенштейн" (самодельный по мотивам СК 20) участвовал в гонках закрытия сезона. Осень выдалась теплой, погода была прекрасная! Ласковое осеннее солнышко, днем около +20, слабый западный ветер. Отгоняли две гонки с острова по короткой дистанции с возвратом, готовились к заключительной.

Ещё на берегу был поставлен геннакер. В момент старта начало поддувать. Так же оказалось, что от ветра нас прикрывал остров. Вышли из тени острова и полетели! Предстояло сделать поворот фордевинд при огибании буя и уйти на следующий буй. Рулевой решил геннакер не спускать, сознательно шел на риск, понимая, что, если понадобится, мы получим помощь. На других катамаранах геннакеры спустили практически сразу при выходе из тени острова.

Сам момент поворота прошел успешно, экипаж перешел на наветренный борт. Грот был в стопоре, настроен на полный бакштаг, а вот геннакер.... Вот с геннакером возникли проблемы - шкотовый угол при перебросе зацепился за штаг. Соответственно парус стал очень пузатым и, оказавшись перебитым, создал очень большой кренящий момент. Катамаран начал очень быстро разгонятся и "вставать на лапу". Я подёргал шкоты, пытаясь освободить их от штага и поняв, что ничего не получается решил рубить геннакер. Я уже снял фал с утки и в этот момент катамаран лёг парусами на воду.

Ликвидация первой аварии

Паники не было. Убедившись, что Михаил плавает в спасике и держится за катамаран, огляделся. Наш Франкенштейн очень быстро погружался мачтой в воду, даже не задержался в положении "паруса на воде". Мы выбрались на палубу. Вокруг уже начинали кружить другие лодки. На правах судьи соревнований я замахал на них руками и послал... на финиш: "Что встали? Продолжайте гонку, потом прилёте за нами!"

Ветер продолжал усиливаться, но волны пока не было. Пошевелив мозгами и вспомнив, что Сибкат перевернуть очень сложно, решил снимать мачту. Первым делом таки сняли геннакер - благо фал был уже освобождён. Из воды извлекли ещё один геннакер в чехле и вёсла. Ремнабор, лежащий в палатке и штаны, которые я бросил на палубу перед стартом, не всплыли.

Оставив Мишу, которого колотило то ли от холода, то ли от адреналина, на палубе перевернутого катамарана, полез в воду и, плавая, вокруг лодки, начал отстёгивать мачту. Вытащил стопорное колечко из шплинта, что крепил правый ус раздвойки штага, и освободил мачту. Даже шплинт с колечком не потерял! Вот только влагозащищённый телефон, болтавшийся у меня на шее, всё время мешал и цеплялся за разное. Я снял его и отдал Мише: «прицепи куда-нибудь за раму!» Миша ответил: «Я положу его в карман своего спасательного жилета!»

К тому времени, когда за нами вернулась спасательная экспедиция в составе двух катамаранов, я уже спел поднять на палубу мачту и снять грот. Ветер усиливался и стало ясно, что двухсильным мотором Рыжиков мы перевёрнутого Франкенштейна к нашему острову не утащим. Решили идти по ветру на пляж в районе о.п. Береговая, что находился примерно в 2,5 километрах. Весело постукивая зубами, уже через несколько минут мы были на берегу. И поняли, что угодили в западню: усилившийся ветер создал сильный накат на пологий пляж.

Развитие ситуации, второй оверкиль

Поломок, вызванных именно оверкилем, не обнаружили! Немного надорвался угол палатки при буксировке перевернутого катамарана. Нам привезли сухие спсательные жилеты и куртки. Я отказался, быстро обсохнув на ветру, а Михаил облачился с сухой спасик. Мачту поставили в штатное положение и начали "терпеть бедствие". Под защитой деревьев развели небольшой костерок, кто-то умудрился сбегать в ближайший ларёк за пивом. В общем - жизнь начала налаживаться!

Пиво допили, отогрелись и начали решать вопрос: как быть дальше. Нужно возвращаться в базовый лагерь. На три катамарана один мотор, толку от которого при таком навальном ветре и набегающей волне – не много :) Но идти надо.

К нам подсел Максут из спаскоманды – опытный водник. Подняли грот на первом рифе и не ставя стаксель попытались отойти. На удивление – выскочить удалось! Но дальше дела пошли не очень хорошо: Под второй полкой без стакселя катамаран очень плохо шел на ветер. Мешала палатка. Сделав несколько галсов и отойдя от берега всего метров на 300, решили ставить стаксель. А то таким манером мы до ночи лавироваться будем! Штатный стаксель на раксах подняли быстро. Альтернативы ему не было – штормовой стаксель ушел на дно вместе с мешком с веревками и ремнабором при оверкиле. Под двумя парусами лодка начала гораздо лучше выходить на ветер и мы немного расслабились! Нас теперь трое, грот подрифлен, что нас может напугать? Пора менять галс!

Вот тут-то нас и настигла расплата за самоуверенность – при повороте нас подбросило волной, и катамаран уже второй раз за день, мгновенно ушел мачтой вниз!

Ликвидация второй аварии

Вылезли на палубу. Что делать? Рыжик сам борется с встречным ветром и волной и ушлепал уже далеко. Второй катамаран, если не ошибаюсь, это был Забияка, был ещё на берегу. Всё что к тому времени оставалось на палубе: два геннакера, два спасательных жилета, футболки, было утеряно - мы даже не поняли куда это всё сдуло. Вёсла… вёсла полодцы, зацепились за шнуровку палатки и остались верны нам!

И тут Максут говорит: «а давай попробуем поставить?». «Ну давай, хоть согреемся!» - ответил я. Геннакер-шкот зацепили в районе ноги пирамиды, перекинули его удавкой через вертикально-стоящий шверт и повисли втроём на этой веревке. Долго-долго играли в перетягивание катамарана с морем, но вот какая-то волна подбросила ставший наветренным борт и палуба медленно начала отрываться от воды. Обратный переворот происходит не в пример дольше. Плавно-плавно появилась из воды палатка, понемногу начал подниматься парус. В тот момент, когда парус полностью вышел из воды, катамаран стремительно завертикалилися и почти не останавливаясь перевернулся ещё раз!

Это был провал! Шкоты-то остались в стопорах! Но теперь мы знали, что это возможно! Быстро освободили гика-шкот, а вот к стакстелю пришлось понырять – в таком положении стопора оказались где-то в метре под водой. Но вот шкоты свободны, и мы пытаемся повторить фокус! Во второй раз ждать помощи подходящей волны пришлось ждать дольше. Палуба всё никак не хотела отлипать от воды. Но вот дело пошло на лад. Франкенштейн встал на ровный киль и попытался рвануть от нас в бакштак. Считаю только по счастливой случайности все мы трое успели зацепиться за лодку. Миша висел на веревке, которой ставили катамаран, я уцепился за кормовую балку, а Максут, генератор спасительной идеи, умудрился обнять шверт. Весьма быстро вылезли на палубу и убрали трепыхающийся стаксель. С ним, конечно, быстрее, но… Если лавироваться через оверкиль – не быстрее :)

Подобрали грот и начали нарезать галсы. И тут Миша говорит: «Лёха, а спас с твоим телефоном-то уплыл.». Я почему-то очень расстроился. И телефон копеечный, и симку восстановить дело плёвое… Лучше бы о чужом геннакере переживал!

И вот мы в брызгах волн замерзшие и усталые лавируемся в сторону базового лагеря. А ветер как будто не собирается униматься… Дело шло к закату. И в тот момент, когда мы уже потеряли надежду засветло добраться до палаток, к нам подошел катер и предложил взять нас на буксир. Мы с удовольствием приняли помощь, спустили парус и, спрятавшись за палаткой от ветра, перевели дух.

Весьма быстро мы причалили к берегу, где нам рассказали занимательную историю: на телефон одного из наших ребят, которые оставались на острове, позвонили с моего телефона и сообщили, что выловили спасательный жилет с телефоном Кирсанова, а Кирсанова в спасательном жилете нет! Некоторое время была паника, которая, впрочем, быстро улеглась – Мишин телефон был на связи и он, пока нас буксировали, всех успокоил. Свой-то телефон он переложил в спасательный жилет, который натянул взамен мокрого ;D .

Выводы

В итоге: всё закончилось благополучно. Да, было потеряно дорогостоящее снаряжение, но получен бесценный опыт «как делать не надо».

Прим. сост.: - немедленный переворот катамарана в другую сторону после восстановления и его стремление убежать - типичная картина по опыту ряда случаев на гонках.