Отчёт 2019-01

ПроисшествиеПереворот катамарана
ПоследствияПотеря судна и пр. имущества.
ВодоемЛадожское оз.
Дата1.10.2019
Автор сообщения или ссылка на источник:Информация Ладожского ПСО, сообщения владельца судна Алексея (выделено отступом) и проводившего поисковые работы В.В.Музяева в форуме Под гиком.


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Катамаран Сибкат 24 Спорт с экипажем из 5 человек и походным грузом совершал плавание в районе о. Кухка. Ветер был умеренным, однако неожиданный сильный порыв с другой стороны опрокинул катамаран.

Мы вышли из бухты острова Кухка примерно в 10-30 утра 1-го октября, ветер задувал восток северо восток , 6-7 узлов с порывами до 10. что в нашем случае было неплохо, так как мы шли в Приозерск, и идти бакштагом, с учетом примерно метровой волны, гораздо комфортней, чем бейдевиндом.

После прохождения острова KAUVONSARI, началось усиление ветра, и было принято решение спустить паруса и идти дальше под мотором. Примерно в 12 часов был заведен мотор, свернут стаксель, и для упрощения уборки грота, начался маневр приведения катамарана к левентику.

В этот момент 3 человека были на наветренном борту, 2 на подветренном, и именно в этот момент, прилетел порыв с запада-северо-запада и лодку практически мгновенно положило на левый борт.

Ликвидация аварии

Попыток вернуть тяжелый катамаран в нормальное положение не предпринимали, экипаж ожидал помощи на перевернутом судне. По мобильной связи вызвали спасателей, но смогли сделать это не сразу, а только после длительного дрейфа, так как связь отсутствовала. Обращение напрямую в службу 112 оказалось неудачным, так как связь рвалась и операторы каждый раз заново начинали долгие переговоры. Сообщили об аварии и передали координаты друзьям, которые и вызвали спасателей через ту же службу.

Спасатели нашли аварийное судно уже в сумерках, в 19 ч., при ухудшающейся погоде, и сняли людей. Спасти какое-то имущество (документы и пр.) не удалось так как палатка находилась под водой, разрезать трамплин оказалось нечем.


:Желтая линия - путь дрейфа, красным обозначено место, где в 19.00 Лахденпохский ГИМС снял экипаж.

На перевернутом катамаране получили сообщение, что спасатели на подходе.

Через 5 дней катамаран был найден на скалах о. Петиясари (у вост. оконечности Кухки, примерно в 10 км севернее места где был снят экипаж). Мачта была сорвана и висела на вантах, сломанный штагпирс на штаге. Паруса порваны, отломан степс (шар) на вершине пирамиды. Баллоны надуты, рули целы. Шверт торчком в небо. Мотор и остававшееся на лодке имущество отсутствовали.

После переворота, в течении минуты были обнаружены все люди и еще через пару минут втащены на полог перевернутого катамарана.

Оверкиль произошел примерно в 0,7 миле от ближайшего берега. Все люди находились в спас-жилетах, кроме позднее(уже дома) замеченных пары синяков на ногах, никаких травм никто не получил.

Через несколько минут, приведения себя в чувство после купания, и успокоения женской части экипажа, начали всплывать некоторые вещи, например весла, одно удалось поймать сразу, а второе как то вернулось к нам примерно через 2 часа.

По сути первое что мы сделали после переворота, проверили связь, и выяснилось что работает только один телефон, с небольшим кол-вом заряда, но связи нет, еще 2 телефона сдохли после купания. Перестановка сим-карт разных операторов не привела к появлению связи.

После оверкиля, ветер практически в течении 15 минут сменился на западный, примерно 10-12 м\с с проливным дождем.

Нам удалось перевернуть мотор, поставив его в рабочее состояние, но завести мы его не смогли. Так же закрепили после переворота 2-мя веревками во избежание потери.

Часть вещей которые сразу не тонули, но отрывались от катамарана, например боковые ящики, ветром мгновенно уносило сначала в сторону KAUVONSARI , а потом проносило мимо него в открытую Ладогу на восток, катамаран при этом по ощущениям стоял практически на месте.

Попыток перевернуть его обратно мы не предпринимали, по нескольким причинам, во-первых не было такого опыта, во вторых много тяжелых вещей в палатке которые упали вниз пирамиды после переворота, в общем было стойкое ощущение что это невозможно сделать.

Как уже написал выше примерно через 2 часа, к нам вернулось второе весло, и наметился снос катамарана на север, в сторону восточной части KAUVONSARI, мы попытались 2-мя веслами активно грести в сторону берега, как минимум для того чтобы согреться, ну и дать работу всему экипажу, чтобы не предавались упадническому настроению)

Ввиду того что у нас был привязанный бензин к кату, было большое желание добраться до земли согреться, и попробовать с более высокой точки вызвать помощь, к сожалению, весла мало помогали и мы продрейфовали примерно в 200 метрах от самой близкой части берега, потому приняли решение не прыгать с катамарана в воду, а дрейфовать дальше. Примерно через 4 часа дрейфа появилась связь, и потом она периодически появлялась на короткое время, во время сеансов, мы смогли дозвониться до своих друзей и попросить их вызвать спасателей. Погода, как это часто бывает на Ладоге, беспрерывно менялась, дождь, сильный ветер, затишье на несколько минут, и даже на полчаса выглянуло солнце, уже незадолго до сумерек, когда и были сделаны фотографии.(Кстати их сделали, когда получили информацию, что к нам вышли спасатели из Лахденпохьи и к нам идти примерно 1,5 часа).

Все на фотографиях улыбаются, потому что нам удавалось поддерживать в целом нормальную атмосферу, сидя на баллонах с ногами постоянно заливаемыми холодной водой и во влажной одежде. Иногда прокатывались высокие волны и перебрызгивали баллон. Уже в сумерках мы заметили красный ходовой огонь лодки со стороны Лахденпохьи, и начали светить в их сторону парой фонариков, с телефона и powerbank, по которым нас и заметили спасатели.

P.S. Хочу добавить еще такую вещь, по поводу вещей и катамарана, после купания в холодной воде 8-10 градусов, и примерно получаса-часа, прихождения в себя, перевески мотора и т.д. под сильным ветром и дождем, нырять под кат, чтобы достать вещи, не было никакого желания. И да если бы связь так и не появилась, или к нам бы не подошли спасатели, в обозначенный срок, то мы обязательно нырнули бы за вещами, которые могли бы помочь, продрейфовать ночь.

Выводы

1. Приходится слышать утверждение, что "перевернуть тяжелый катамаран с грузом в походе нереально". Нельзя обманываться! Любая лодка может при неудачных обстоятельствах и ошибке управления перевернуться, катамаран в особенности. А вот вернуть тяжелый и груженый катамаран в нормальное положение силами экипажа на воде невозможно. Поэтому следует позаботиться о доступности аварийного имущества в случае переворота, а при плавании в районах, где нельзя рассчитывать на помощь - иметь спасательный плот или, как минимум (в зависимости от района), надувную лодку, позволяющую эвакуировать людей.

Основные выводы из случившегося, сделаны относительно именно последствий переворота, такие как отсутствия экстренной связи, отсутствия необходимых вещей, которые стандартно есть у нас во всех походах по воде, например ножи на поясе, телефон водонепроницаемый и противоударный и еще ряда других вещей в непромоканцах на себе(в данном случае их не было, что говорит о том, что мы расслабились, чего на воде допускать нельзя. Потому что в целом последствия, слава богу, всего лишь в деньгах (шмотки, документы, ремонт ката и т.д.), в остальном все живы и здоровы, никто не заболел, покашляли дня 3 и все. И да было очень тяжело оставлять кат дрейфовать, но по словам спасателей если мы прямо сразу не пойдем на базу, то можем уже все остаться на Ладоге, потому что в момент съема погода начала резко ухудшаться, у них было штормовое предупреждение.

И еще добавлю последнее, за два сезона на Ладоге, мы ходили на этом кате и в более свежий ветер, и ни разу у нас не было даже ощущение отрыва баллона от воды. Потому первое впечатление которое у меня сложилось после переворота, что нам прилетела плюха как минимум от 25 м\с, что могло привести к такому результату на одном гроте незарифованном. Слишком резко и слишком быстро произошел переворот.