Отчёт 2020-01

ПроисшествиеОверкиль.
ПоследствияПотери снаряжения и продуктов.
ВодоемТопозеро
ДатаАвгуст 2020 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:А.С. Наумов (публикация в форуме).


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации


Авоська-5
Надувная парусная лодка. Остойчивость обеспечивается балластированием.

Александр совершал в одиночку первый поход на новой лодке "Авоська-5". До этого лодка была испытана в Москве; в ходе плавания на одной из стоянок кренование показало что остойчивость сохраняется при крене до 85 градусов.

Решив сменить место стоянки, Александр вышел в свежую погоду (далее курсивом - выдержки из его текста в форуме "Под гиком").

Первый час перехода прошёл вполне терпимо, потом и вправду раздуло. Ветер очень неровный, как по силе, так и по направлению Курс бакштаг – фордак. Иногда лодку кренило то на правый, но на левый борт, но тут некстати сработал рефлекс, выработанный за много лет на Авоське-4: это всё семечки. Хотя ощущение, что надо бы сесть пониже, было. Но ведь, чтобы вынуть из-под себя гермуху со спальником, надо освободить обе руки и привстать.

Когда давным-давно шёл через Каспий на Авоське-2, заметил очень хорошее её свойство. На курсе бейдевинд при шквале она резко кренилась, потом, естественно, приводилась, парус обезветривался, некоторое время полоскался в левентике, потом лодка уваливалась и ложилась на прежний курс. Вспомнил об этом и некстати (сидит в мозгу, мы же экспериментируем) решил проверить, будет ли так же себя вести Авоська-5. То, что сейчас идём не в бейдевинд, а бакштаг, совсем вылетело из дурной башки.

Обогнул очередной остров, при этом опустил оба шверца, вышел на простор. Отошёл около километра, впереди ещё километров 5 – 7 до следующей стоянки. Всего-то час пути. Курс, как уже говорил, бакштаг – фордак.

На попутной волне лодка ушла в брочинг и опрокинулась. Не привязанная часть балласта упала на юбку-заглушку носового люка, сорвала ее и вместе с находившимися в лодке вещами вывалилась.

Чувствую, что поднимаюсь вверх, вижу нос лодки почему-то сильно внизу, и оказываюсь в воде. Рядом брюхо лодки, перевернувшейся мачтой вниз, немного в стороне качаются на волнах какие-то вещи. Руки уже сами крепко держатся за леер.

Ликвидация аварии

С большим трудом примерно за час удалось вскарабкаться на днище перевернутой лодки. Можно было оставаться в таком положении (устойчивом), но помощи ждать не приходилось.

Встав на подветренный борт и взявшись за леер наветренного, Александр смог перевернуть лодку в нормальное положение - на ровный киль. При этом сам снова оказался в воде. Помог спасжилет (нырнул неглубоко), хотя без пахового ремня и стремился задраться на голову.

Влезть в лодку из воды оказалось трудно. Из петли веревки удалось сделать опору для ног и приподняться из воды, но Александр почувствовал, что попытка забраться с носа может привести к повторному переворачиванию лодки. Заметив впереди по направлению дрейфа островок, Александр сумел направить лодку к нему, цепляясь за снасти и управляя парусом.

Дотянулся до оттяжки гика (стальной тросик 4 мм), подтянул гик на себя. Парус немного забрал ветер. Вижу, уход мимо острова прекратился. Ура! Но тросик режет руку. Дотянулся до лопарей гика-шкота, повис уже на двух руках. Парус работает, лодка кормой вперёд движется в сторону острова, всё хорошо, можно расслабиться. Положил голову на руки, закрыл глаза, отдыхаю. ... Чувствую ногами дно. Уффф. Понимаю, что многие вещи потеряны, что поход окончен, но вроде бы, лодка цела, так что до посёлка доберусь.

У Александра осталась палатка, запас круп, аптечка. Поодаль на берег выбросило спиннинг и гермоупаковку со спальником, что позволило закончить плавание без особых лишений, несмотря на потерю многих вещей и всех мясных продуктов.

Не меньшую, если не главную роль сыграли присутствие духа, оптимизм и смекалка в "робинзонских" условиях.


Ложка.

Выводы

Александр перечисляет ошибки при выходе на переход:

Что выручило: теплая и плотная одежда (два часа в холодной воде), спасжилет.

Что предполагается изменить на лодке:

Что можно добавить: