Отчёт 2023-01

ПроисшествиеПоломка рулевого устройства
ПоследствияПотеря судна
ВодоемТихий океан
Дата16.03.2023
Автор сообщения или ссылка на источник:Сайт экспедиции, материалы форумов Под гиком, КиЯ, страниц ВК (russianoceanway, Е.Ковалевского, С.Березкина) и других источников, ссылки на которые имеются в приведенных выше.


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

1.07.2021 г. из С.-Петербурга вышла организованная Томским отделением РГО экспедиция, заявлянная как кругосветная по пути российских мореплавателей XIX века. Экспедиция должна была продлиться 2 года; планировалось заявить рекорд - кругосветное плавание на разборном надувном судне. Судно, тримаран "Russian Ocean Way" (Кулик-42), было спроектировано и построено компанией А.Кулика при участии постоянных членов команды - С.Березкина (капитан тримарана) и Е. Ковалевского (руководитель экспедиции). Оба уже прошли в команде А.Кулика поэтапно совершенное в 2000-2010-х г.г. кругосветное путешествие, В ходе плавания на отдельных этапах в экипаж входили другие участники. Экспедиция должна была осуществить обширную PR программу.

Судно было впервые собрано непосредственно перед стартом, причем из-за спешки к назначенному сроку укомплектовано не полностью (как писал С.Березкин, "шверты засунули в каюту"; установка системы АИС была отложена до прохождения Балтики).

Сразу же после начала плавания начались поломки судна. Один за другим выходили из строя узлы стыка секционных продольных балок с поперечными (участники называли их торсионами), что первоначально было отнесено на счет некачественной сварки. Как писал А.Кулик, "есть поломки, но тримаран набирает прочность в ходе плавания, как было и с другими моими судами". Подход показательный и абсолютно неприемлемый. Присылались новые детали, но в дальнейшем это стало затруднительно и потеряло смысл, так как различных поломок становилось все больше.

Экипаж был вынужден несколько раз капитально ремонтировать судно, усиливать каркас мощными деревянными брусьями; впоследствии алюминиевые трубы (какая их часть, нет данных) были заменены на трубы из нержавеющей стали.

Мореходные качества судна также оказались неудовлетворительны, лавировка неэффективна. При переходе через Атлантику во избежание разрушения судна экипаж был вынужден идти в основном под мотором, что, в свою очередь, привело к необходимости запрашивать постороннюю помощь для заправки топливом.

На судне не были обеспечены приемлемые условия для отдыха, что было терпимо в теплых широтах, но затем экипаж жаловался на холод, заливание и постоянно мокрые вещи. Следует отметить, что непрерывное несение вахты на руле (какая-либо автоматизация не предусматривалась) для экипажа из двух человек в долгом переходе – уже достаточно тяжелая задача.

Проблемы с судном вызвали срыв намеченных сроков и задержку в Ю.Америке в ожидании лета Южного полушария. Экипаж использовал задержку для очередного ремонта, при котором были переделаны и надувные баллоны. Эта переделка оказалась уже более успешной, во всяком случае от Буэнос-Айреса до аварии необходимость в ремонтных работах оставалась приемлемой для разборных надувных судов. Имела место еще одна аварийная ситуация, потребовавшая посторонней помощи – срыв с якоря, при котором судно могло быть унесено в открытый океан. Так и не была налажена работа АИС транспондера, в ходе плавания позиция судна больше не отображалась системами слежения.

Необходимо отметить, что за все плавание судно ни разу не было в реальном шторме. Условия, о которых экипаж сообщал как о штормовых (и которые были очень жесткими для данного судна), по метеоданным отвечали ветрам в 6-7 баллов.

Тем не менее, проявляя огромное упорство и целеустремленность, невзирая на поломки, неудобства и собственные болезни и травмы, экипаж продолжал осуществлять программу экспедиции.

28.02.2023 экспедиция вышла из порта Талькауано (Чили) на переход к о. Пасхи. На борту тримарана было 3 человека: основной экипаж и третий участник, Е. Музилеев.

Авария

Ниже показана позиция тримарана на 14.03.23 (крайняя левая точка в виде кораблика) на фоне прогноза сервиса windy на 16.03.23. Уклонившись от проходящего южнее циклона, судно попало в область штиля и встречных ветров.

Сообщения в "Дневнике капитана":

Далее, по публикации со слов С.Березкина:

"..15 марта в полдень плохая погода нас настигла. ...задул северо-западный ветер, еще через сутки он достиг почти штормовой силы. 12 часов мы шли против порывов до 20 м/с и трехметровой беспорядочной волны. "

В ночь на 16-е тримаран стал плохо управляться. Оказалась согнута и сломана в нескольких местах рулевая коробка. Ее заменили запасной, но обнаружили трещины в петлях на пластине ("самолетик"), через которую коробка навешивается на транец центрального баллона. Затем нижняя петля отломилась полностью.

Сочтя восстановление рулевого устройства и продолжение плавания невозможным и опасаясь разрушения неуправляемого судна, передали сообщение о бедствии руководителю берегового штаба Ю.Калюжной. Она связалась со спасательной службой Чили, направившей к тримарану оказавшийся ближайшим судном балкер SOUNION, который вышел на прямую связь по спутниковому телефону уже через час с небольшим и подошел через 5 часов.

На борт судна подняли экипаж, собачку Егора и ценные вещи и даже попытались взять тримаран на буксир, но буксировка не удалась, и тримаран был потерян.


Оставленный тримаран у борта SOUNION. Фото: sibtraveler.com. .

Выводы