Отчёт 2023-03

ПроисшествиеНавал на берег при буксировке
ПоследствияОдно судно разбито, поломки, эвакуация
ВодоемЦимлянское вдхр.
Дата6 мая 2023 г.
Автор сообщения или ссылка на источник:обсуждение участниками (А.Еременко, Е.Коротких, С.Мельничук и другие)


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Последняя гонка регаты Саркел-2023 должна была пройти 7 мая, но 4 мая получили штормовое предупреждение на 7-е и решили длинную (маршрутную) гонку провести раньше, 5-го в Заповедник, а 6 мая обратно в Цимлянск. Утром 6 мая был слабый ветер и штили, многие суда застряли в начале дистанции или разбрелись в поисках ветра. Ближе к обеду набежали облака и появился рваный ветер, который начал усиливаться. К 17 часам, когда истекало контрольное время, часть участников неходилась еще на половине дистанции. Стало ясно, что дойти к пляжу Цимлянска им не удастся. Гонка была отменена, началась буксировка судами, имевшими моторы. В том числе группу лодок (одно время 4, в основном 3) тянул катамаран Кулик-16 с мотором 3,5 силы, у которого было мало топлива; уже по пути ему удалось передать бензин. При появлении ветра скорость движения снизилась, но буксировка продолжалась.

К вечеру ветер стал очень сильным (на следующий день, 7-го, 13 м/с), разогнало волну. При тяжелых тучах быстро стало темно. Часть судов собрали спасатели регаты и пришедшие им на помощь местные, но последний караван, который тянул К 16, оказался в районе дамбы и справиться с ветром не мог. Ситуация стала опасной: благополучно выброситься на дамбу не удалось бы, это бетонированный откос под углом градусов 40-45, в который били волны в это время высотой 1-1,5 м.

Дальнейшие действия

На буксире у К-16 в это время находились катамараны М.Лобанова, С.Мельничука и самый крупный и тяжелый - "Шалун" луганской команды. На Шалуне попытались поставить стаксель, но это только ухудшило положение: его развернуло, обернув весь караван. Подошёл второй моторный катамаран, но и с ним буксировка была уже невозможна. Лобанов и Мельничук отдали буксир; первый смог поставить зарифленный грот и начал отходить от дамбы, затем его подобрал и привел к пляжу катер МЧС. Мельничук, напрягая все силы, смог выгрести к концу дамбы, где ему помог другой моторный катамаран. "Шалун", судейский моторный катамаран и еще 2 лодки выбросило на дамбу, при этом судейский катамаран был полностью разбит, остальных успели спасти. Капитан "Шалуна" разбередил ранее полученную травму ноги; к счастью, обошлось без других травм. Спасибо охране дамбы, пропустившей поехавших на машинах к местам выброски спасателей.


Ликвидация аварии

На следующий день, 7-го, с дамбы были эвакуированы четыре катамарана и один тримаран.

Выводы

Замечания и предложения по организационным вопросам не приводятся - см. форум.

С технической стороны участниками происшествия отмечалось следующее:

— Буксировка, тем более маломощным судном, возможна и целесообразна только в штиль, либо может быть вынужденной при оказании помощи аварийному судну. Если бы (при появлении ветра) участники шли своим ходом, а спасатель страховал, идя рядом - выброски на дамбу можно было бы избежать. Вместо того, чтобы взять ответственность на себя, буксируемые надеялись на мотор... при исправных лодках.

— Неудовлетворительная подготовка экипажей и матчасти.

С.Мельничук приводит следующий диалог во время буксировки:
"... подгреби веслом!, - а у меня нет весла!...
... попробуй добросить спасконец!, - а его тоже нет!...
... отвяжи якорный и брось!, - якоря нет!... "
... вызывай спасателей!, нас разносит в разные стороны!, - рации нет, мобила в машине!...

Как говорится, картина маслом.