Отчёт 2023-03

ПроисшествиеПоломка баллера руля
ПоследствияИзменение маршрута
ВодоемТирренское море
Дата19.06.2023
Автор сообщения или ссылка на источник:Сообщение и отчет Александра Танского


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Яхта VENTURA (Dehlya-22) была оснащена переделанным складным рулем для возможности спуска на воду непосредственно с трейлера. Баллер - нержавеющая труба диаметром 30 мм с толщиной стенки 1,5 мм, коробка - листовая нержавейка толщиной 5 мм, перо - корабельная фанера 30 мм (в районе коробки), оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле, румпель оригинальный. Мотор Ямаха 6 л.с. навешен на транце в ДП и зафиксирован от поворота стопорным винтом - яхтой управляли рулем. Доступ к мотору из кокпита был неудобен, требовалось сильно перегибаться за корму (управление газом и реверсом было дистанционным).

Яхта с экипажем 2 чел. совершала переход из Бастии (Корсика) на восток, к о-ву Эльба. Прогноз (Windy, ECMWF) - ветер SE 8 уз. Фактически ветер был 11-12 уз, яхта шла в бейдевинд со скоростью 5-5,3 уз. Примерно через час после выхода в районе руля раздался треск, и яхта полностью потеряла управление. Румпель свободно болтался.

Убрали паруса и легли в дрейф. Выпустив за борт страховочный линь со спасательной подковой, Александр нырнул с маской и увидел, что перо руля вместе с коробкой висит под лодкой на сорлине. Приваренный к коробке баллер сломался у нижнего подшипника.

Ликвидация аварии

Завели более прочный конец и втащили перо с коробкой наверх. Отремонтировать баллер было невозможно, вызывать помощь для буксировки обратно на Корсику - нежелательно, так как и на берегу ремонт был сомнителен и потребовал бы много времени и денег (как и доставка машины с трейлером паромом), а ни того ни другого в конце плавания в запасе не было. Было решено сделать аварийный руль и идти в сторону финиша (Виареджо) по ветру, сменив курс на север, к о. Капрайя.

На лодке было два "канойных" весла, из одного сделали аварийный руль, привязав весло к купальной лесенке. Управлялась лодка плохо, ее разворачивало, но идти в нужную сторону было можно. Через 40 мин., когда ветер засвежел до 16-18 уз и раскачало волну 1,5 м и выше, весло переломилось. Второе весло использовали иначе: привязали вертикально и управляли поворотом лопасти. Это было еще менее удобно, но лодка управлялась.

На подходе к о. Капрайя не удалось уйти на подветренную западную сторону и пришлось идти вдоль наветренной восточной, где была опасность быть выброшенными на скалистый берег. Несколько раз пришлось отворачивать от берега с помощью мотора, ухватив и поворачивая его за капот.

Зайдя на яхтенную якорную стоянку в бухте, переждали усилившийся ветер и наладили управление мотором: отдали стопорный винт, а румпель удлинили обломком весла, что позволило рулить из кокпита. С таким управлением яхта под мотором успешно завершила плавание.
Фото: перо руля с коробкой на борту; аварийный румпель мотора.

Выводы

  1. Толщина стенки трубы баллера в 1,5 мм оказалась недостаточна. Возможно, был какой-то дефект и концентрация напряжений в месте сварки с коробкой. Конструкция в целом останется неизменной, однако новый баллер будет иметь стенку не тоньше 3 мм.
  2. Для яхт с неудобным доступом к подвесному мотору имеет смысл предусмотреть возможность рулежки мотором (что может пригодиться для маневрирования и при исправном руле), используя для фиксации мотора не затянутый стопорный винт, а подходящие стропки, которые можно отдать из кокпита.
  3. Решение обойтись без посторонней помощи было рискованным и при ухудшении ситуации (более быстрое усиление ветра, сломалось второе весло, не удалось поворачивать мотор) могло привести к аварии. Если проблему можно решить деньгами (буксир, доставка машины), это не проблема, а расходы (с). Но экипаж не растерялся и действовал умело. Дошли до убежища и затем закончили маршрут самостоятельно и без потерь.