Происшествие | Переворот тримарана Кулик-16 |
Последствия | Долгие спасработы, поломки. |
Водоем | Уводьское вдхр. (Ивановская обл.) |
Дата | 05.2023 |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Ю.Грузинский, forum.kulik.ru |
Тримаран К 16 с одним рулевым участвовал в регате открытия сезона. Ветер 5-7м/с с порывами до 10, волна 0,2- 03 м. Во время поворота вокруг знака пришел сильный порыв (положивший лидировавший катамаран) и произошло столкновение с катамараном Простор, который подбросил вверх уже приподнятый наветренный аутригер. Рулевой не успел среагировать и откренить лодку, тримаран перевернулся по диагонали через подветренный аутригер и лег мачтой вниз. До берега было около 500 м, ветер в сторону берега, температура воды около 15-16°.
После переворота рулевой выбрался в кокпит перевернутого трима. Проверил в каком состоянии находятся шкоты, освободил и полностью вытравил их. На случай переворота по бокам к раме были привязаны петли, чтобы держаться при вывешивании. Рулевой пытался перевернуть тримаран обратно:
— стоя на аутригере и вывешиваясь на петле (вес рулевого 115 кг);
— вывешиваясь на перекинутом через аутригер трос, а затем грота-фале
— вывешиваясь с аутригера с двумя помощниками (~300 кг).
Перевернутый тримаран сдрейфовал ближе к берегу, мачта коснулась грунта. Еще раз попытались втроем спрямить лодку, но второй аутригер удалось поднять только на 0,5 м. Освободили мачту и ближе к берегу, уже стоя на дне, почи полностью стравили воздух из одного аутригера, после чего с трудом, после нескольких попыток, удалось перевернуть лодку, вытягивая вверх второй аутригер. При этом пришлось удерживать судно от повторного переворота через стравленный аутригер. Подкачали его, выташили паруса, мачту и все остальное в кокпит, и на веслах с помощью второго гребца благополучно дошли до базового лагеря.
В ходе спасработ рулевой находился в воде около часа, но благодаря плотной одежде не замерз. Повреждения: сломана одна уключина на аутригере, погнулась вилка крепления гика.
"Вывешивание" на аутригере неэффективно, так как экипаж не может отклониться в сторону достаточно сильно и удержаться - нет плеча силы. На швертботах и катамаранах можно использовать для увеличения плеча центральный шверт (спортсмены применяют и специальные балки-рычаги); небольшие шверты на аутригерах тримарана ничем не помогут.
Стоило бы проверить возможность использования на тримаранах топовых поплавков. Очевидно, из-за большей ширины тримарана по сравнению с катамараном поплавок разумных размеров не сможет предотвратить переворот судна мачной вниз. Но после стравливания одного из аутригеров он может весьма облегчить восстановление судна, при этом не будет необходимости в отсоединении такелажа и мачты.