Регата Московского моря

Очередные соревнования туристов-парусников, разыгрывавших приз "Катеров и яхт" на Парусном берегу Московского моря, собрали около 100 экипажей, выступавших в 9 классах. Если говорить о призе журнала, установленном для команд, выступающих на разборных туристских швертботах, то можно уточнить, что это были не просто очередные, а своего рода юбилейные соревнования — десятые по счету! Приз для команд, составленных из экипажей, плавающих на многокорпусниках, разыгрывался в восьмой раз. Можно сказать, регата Московского моря уже имеет солидную историю и теперь проводится совсем не так, как раньше.

Остановимся в первую очередь на организационной стороне этой регаты, по существу (но не официально) уже давно являющейся всесоюзным слётом туристов-парусников: по числу экипажей-участников Московская регата стала крупнейшим в стране соревнованием по технике туризма под парусами на разборных судах.

Разделение на классы по-прежнему довольно грубое — оговаривается только тип судна и предельная площадь парусности, поэтому наши самодеятельные конструкторы имеют широкое поле деятельности и практически неограниченную свободу. Как обычно, регата была не только спортивно-туристским соревнованием, но и очередным конкурсом техники, создаваемой своими руками. О результатах конкурса — разговор отдельный. Здесь только скажем, что когда все участники съехались и смонтировали свои разборные лодки, можно было сразу же отметить, что даже по сравнению с предыдущим годом заметно уменьшилось и число тримаранов на основе серийных байдарок, и число постепенно выходящих из строя швертботов «Мева», зато больше стало катамаранов (такая же картина наблюдалась и на соревнованиях в Кавголово). Эта четкая тенденция, можно полагать, содержит ответ на вопрос, какое судно больше всего пригодно для целей парусного туризма.

Как всегда, помимо командных соревнований на призы журнала проводился и Матч команд городов. Внесенные в этом году изменения в Положение впервые делали возможным одновременное выступление одной и той же команды из трех судов и в Матче, и на приз КиЯ.

Это и упростило работу судей, и обострило спортивную борьбу — расстановка сил стала гораздо более наглядной. Кроме туристов из многих городов Московской области за призовые места боролись гости из Ленинграда, Куйбышева, Курска, Ворошиловграда, Старой Руссы, Калинина, латвийского города Елгавы и ряда других мест.

Основная программа регаты включала две «длинные» классные гонки на дистанцию 7 км и три «короткие» гонки по треугольной дистанции. Для участников матча городов дополнительно проводились соревнования по технике безопасности — «буксировка» (имитация потери способности к самостоятельному движению одним из судов команды и спасение его двумя другими судами команды) и конкурс отчетов о совершенных членами команды туристских походах за последние два сезона. По своей значимости — числу очков в зачете для определения победителей — «буксировка» и конкурс походов были приравнены к гонкам; вместе с гонками они составили, так называемое, «парусно-туристское многоборье». Интересным новшеством было введение гандикапных коэффициентов, уравнивающих шансы в упражнении «буксировка» для команд, состоящих из судов разных классов. Коэффициенты были перед регатой опробованы (и уточнены) в осенних маршрутных гонках, организованных московской парусной секцией.

Такое изменение программы осен-ней Московской регаты, на наш взгляд, позволило подчеркнуть, что соревнуются не яхтсмены-гонщики, а именно туристы-парусники. Судя по отзывам, участники регаты остались довольны; во всяком случае, на ближайшие год-два, по общему мнению, программу следует оставить примерно такой же.

Оба дня дули несильные, но вполне устойчивые ветра. Это позволило провести пять гонок. Во время «длинных» гонок участникам пришлось преодолевать препятствие в виде шоссейного моста с низким пролетом. Многие по традиции «рубили» мачты, а ворошиловградские туристы продемонстрировали интересный новый прием, быстро подхваченный остальными: перед мостом они кренили свои крупные катамараны на 90°, держа их за топ мачты, а после моста быстро спрямляли.

Переходящий приз «КиЯ» для швертботов завоевала смешанная московско-ленинградская команда Транспрогресс: рулевые — А.Волков, А.Карпухин, Ю.Николаев. На 2-м месте — команда «Узел» (Москва) — В.Егоров, В.Закладной и А.Шуленин, на 3-ем — «Бриз» (Москва) — В.Латонов, В.Шаров и Ю.Морозов.

Приз КиЯ для команд, составленных из многокорпусников, вручен второй сборной команде Московской области «Подмосковье-2» (Н.Ильичев, В.Краснощеков, Е.Кузнецов). На 2-м месте «Куйбышев-1» — В.Зайцев, В.Прохоров и С.Орлов, на 3-ем — «Наука» (Ленинград) — С.Зуев, Н.Иванов.

В Матче городов впервые победила слаженная команда г. Куйбышева; ей и был вручен переходящий «Белый кубок» Московского городского клуба туристов. Заняла 2-е место команды «Подмосковье-2», 3-е — вторая сборная Москвы (И.Марр, К.Федоров и В.Святенко).

Победителями в личном зачете по классам стали: швертбот «Мева» — А.Карпухин; швертбот-6,4 м2 — В.Закладной; многокорпусник-4,5 м2 — В.Зайцев; тримаран-7 м2— В.Джалалов; катамаран-7 м2 — Рязанов; многокорпусник-10 м2 — К.Федоров; катамаран-13 м2 — В. Краснощеков; надувные лодки — Н. Вайно-нен.

В.Кузнецов, председатель парусной секции МГКТ