IX конкурс на лучшие разборные парусные туристские суда

В. Перегудов, председатель жюри конкурса

Рассказ о судах Регаты Московского моря — центральной встречи туристов-парусников страны — начнем с самых легких и удобных в транспортировке надувных лодок. После того как на соревнованиях в Москве и Ленинграде было наглядно показано, что их можно превращать в лавирующие парусники, популярность «надувнушек» стала быстро расти. И теперь на регате больше всего было лодок типа «Славянка» (Л=2,7 м, В=1,15 м, диаметр баллона 0,3 м). Жесткость лодки, переоборудованной в парусную А. Зворыкиным, обеспечивается рамой, состоящей из кильсона (два штевня байдарки «Таймень»), закрепленной посередине лодки шверцбалкой и замкнутой горизонтальной рамой из тех же байдарочных штевней, закрепленной поверх баллонов. Мачта из двух труб 40Х1,5х2000 вставляется в степс на кильсоне и раскрепляется двумя вантами и штагпирсом из трубки 36Х1. Площадь грота—2,6 м2, стакселя — 1,6 м2. Стаксель надевается на штагпирс широким карманом, пришитым по передней шкаторине, и снабжен гиком-распоркой. Получилось вооружение с двумя парусами типа «Стриж». А.Зворыкин занял 1-е место в своем классе. Его лодка хорошо выдерживала шквалы до 12—14 м/с, которые были в первых двух гонках. При ходе на волнении кильсон держит форму днища, устраняет «хлопание» его о воду, повышает килеватость, что положительно сказывается на ходкости и устойчивости на курсе. Такие же кильсоны применялись и на других надувных лодках, причем их делают из лыжных палок, байдарочных штевней и весел. Под кильсоны, как правило, подкладывают длинные надувные емкости — матерчатые мешки с помещенными в них двумя детскими надувными бревнами.

А. Мишин установил на свою «Юрюзань» подвесной парус. Высоких ходовых и лавировочных качеств он, конечно, не получил, но зато парус не мешает использованию лодки для рыбалки. Конструкция накладной силовой рамы позволяет устанавливать мотор «Спутник».

Впервые отдельным классом (5 судов) выступили надувные спасательные плоты ПСН-6 и ПСН-10, превращенные в достаточно комфортабельные и безопасные «семейные крейсера». В носовом отсеке плота оставляют штатную палатку или делают самодельную рубку-убежище. Площадь парусности — около 8,5 м2. Один из вариантов парусного плота (автор М. Лимонад) несмотря на экстравагантность вооружения оказался достаточно ходким, особенно на острых курсах. Этому способствуют дополнительный носовой отсек, обеспечивающий заострение носовых ватерлиний, и повышенная килеватость днища.

Среди части владельцев плотов и тех, кто еще лишь собирается их приобрести, распространено ошибочное мнение об абсолютной безопасности при использовании их в качестве парусников для внутренних вод. На самом деле это не так. При перегрузке парусами или при небрежном управлении плоты легко переворачиваются, что и произошло во время одной из гонок на Волге.

Несколько разочаровали конструкции легких тримаранов, сконструированных с использованием байдарок, и самых легких катамаранов, Оба типа судов были объединены в один класс — «многокорпусник 5 м2». Часть конструкций была примитивной, на других было явно видно несоответствие между большой парусностью и недостаточной прочностью, остойчивостью, площадью швертов и рулей. На шкваликах такие суда становились неуправляемыми, что привело к ряду столкновений.

На этом фоне очень хорошо выглядели катамараны с парусностью 7 м2. При умеренном весе (40— 60 кг) они обладают хорошей ходкостью, быстро собираются и хорошо подходят для воскресных и дальних походов с экипажем из 2—3 человек. Отработанные конструкции их корпусов, совершенные паруса и опытность экипажей обусловили интересную и упорную борьбу на дистанции. Показательно, что первые три места заняли катамараны, сделанные по трем принципиально разным схемам — один имел «эластичный» мост, два — различные варианты форменных конструкций. Все три вооружены гротами типа «Стриж», но резко отличающимися друг от друга по форме.

На катамаране победителя гонок Г.Лисина из г. Калининграда были очень гладкие поплавки: поверх шероховатой ткани обтекателей, в которые помещены камеры из пленки, автор наклеил купленную в хозяйственном магазине топкую пленку с глянцевой поверхностью. Благодаря резкому снижению сопротивления трения корпуса о воду Г.Лисину удалось улучшить ходовые качества своего катамарана.

Другой вариант этого решения применил москвич В.Дзюба. Для цельноклееных (без камер) поплавков своего катамарана он склеил съемные чехлы из гладкой ПВХ-пленки толщиной 0,5 мм, которая продавалась в «Детском мире». В носу и корме чехлы полностью охватывают поплавок, а в середине поплавков в верхней части чехлов пришита тесьма с петлями для шнуровки. Чехлы служат также протекторами, защищающими ткань поплавков от повреждения.

Жюри отметило еще одну особенность катамарана В.Дзюбы — отличное качество хлопчатобумажных парусов (бермудский шлюп 13 м2). Из года в год они сохраняют правильную форму крыла, не имеют никаких морщин, перетяжек и т. п. «Секрет» сохранения" хорошего качества парусов прост. В походах и на соревнованиях каждый вечер катамаран с поставленными парусами обязательно заваливают на бок, подставив под топ мачты подпорку. Выбирая шкоты, ставят паруса со средним пузом в горизонтальное положение, чтобы они провисали под собственным весом. Вечером ткань равномерно увлажняется росой, выстаивается за ночь, а утром постепенно высыхает. При этом в ткани выравниваются внутренние напряжения, исчезают морщины, перетяжки и местные искажения формы, полученные за предыдущий день.

В. Кузнецов и В.Святенко создали и отработали удачную конструкцию надувного катамарана с парусностью 10 м2 и фермовыми конструкциями моста, поплавков и парусного вооружения. Длина катамарана 5,5 м, общая ширина 2,2 м, диаметр поплавка 0,45 м, вес со съемным кокпитом и рубкой-убежищем — 90 кг. В походах, в том числе и по Азовскому морю, судно показало себя надежным и комфортабельным, а на регате катамаран занял 1-е место в своем классе.

Туристы из г. Химки В.Буханов и В. Краснощекое создали серию более мощных катамаранов (L=6 м, В=2,5 м, диаметр попл.=0,5 м, S=13-18 м2, вес — 85 кг), вооруженных гротами «Стриж-крыло» и бермудским с сильно загнутой назад верхней частью мачты. К мачтам гроты крепятся с помощью карманов-обтекателей. Отличительные черты этих катамаранов — спартанские условия обитаемости для экипажа, который сидит на «голом» трамплине, высокая средняя скорость хода даже при слабых ветрах и очень компактная упаковка разобранных катамаранов в рюкзаки — они занимают не больше места, чем байдарка «Таймень».

Среди самодельных швертботов лучшим признан построенный А.Широковым. Жесткость разборного корпуса «скорлупной» конструкции обеспечивается системой диагональных тросовых стяжек, которые вместе с продольным и поперечным набором из дюралевых труб образуют фермы вдоль днища, бортов и палубы. Швертбот несет парусность 9,5 м2, при этом корпус не скручивается при откренивании швертбота. В отличие от «Мевы», легкая оболочка, склеенная из двух слоев «серебрянки», не завязана в силовую раму корпуса, а остается ненапряженной. По размерениям швертбот больше «Мевы»: L= 4,5 м, В=1,5 м, H=0,45 м, вместимость в походном варианте — 3 человека, в прогулочном — 6 человек, вес в упаковках — 60 кг. Швертбот лучше «Мевы» ведет себя на волне, более быстроходен, на ночлег в нем может разместиться весь экипаж.

Жюри конкурса решило отметить еще целый ряд интересных работ.

М.Харин из г. Вятские Поляны Кировской области предложил заполнять поплавки воздухом с помощью центробежного насоса с ручным приводом. Производительность — 100 л/мин. В насосе использован двухступенчатый редуктор и крыльчатка от пылесоса. Вес — около 2 кг — может быть значительно уменьшен при использовании облегченных шестеренок. В лагере насос с успехом использовался для раздувания костров.

Ю.Шмах из г. Обнинска изготовил стопор-утку оригинальной конструкции для фалов. Кулачковый стопор монтируется на текстолитовой пластине, которая своей верхней частью шарнирно крепится к мачте. Фал находится ближе к мачте, чем ось вращения пластины, и своим натяжением прижимает пластину к мачте, фиксирует ее в рабочем положении. Чтобы отдать фал, его даже не нужно выдергивать из кулачков, достаточно потянуть нижний край пластины на себя, она развернется на 180° в вертикальной плоскости и фал сам выйдет из кулачков. Снизу к пластине крепится рогулька из двух штырей, на нее, как леска на рыболовную жерлицу, наматывается свободный конец фала. При повороте стопора-утки в верхнее положение фал свободно, без всяких заеданий сходит с рогульки. Устройство работает безотказно.

М.Харин и Б.Буторин из г. Вятские Поляны и В.Бурменко из г. Ворошилрвграда продемонстрировали катамараны со стаксельным вооружением. На их судах жесткие форменные конструкции силовых рам позволяют туго набивать штаги, что обеспечивает нормальную работу стакселей. Однако даже при выполнении этого условия целесообразность применения на разборных судах стаксельного вооружения остается сомнительной. Большие стаксели менее выгодны, чем получившие распространение гроты с широкими карманами-обтекателями мачты, которые не уступают им по тяговым характеристикам, по являются более жесткими — лучше сохраняют правильную форму при усилении ветра.

А.Кулик из г. Новосибирска решил на практике проверить достоинства пирамидального вооружения (см. Д.Норвуд, «Быстроходные парусные суда», Л., «Судостроение», 1983 г.), установив его на тримаран с надувными поплавками (L=6,5 м, В=4 м, S= 18 м2, вес— 75 кг). Признания у туристов пирамидальное вооружение не получило, никакой конкуренции на воде многокорпусникам с более совершенными парусами этот тримаран не составил. На острых курсах пирамидальный парус работает плохо. Через длинную нижнюю шкаторину происходит интенсивное перетекание воздуха с наветренной на подветренную сторону паруса, что вызывает резкое падение его подъемной силы и рост лобового сопротивления.

В.Байбаков разработал и практически проверил на своем разборном надувном тримаране методику определения круговой диаграммы хода судна,его гидродинамической и аэродинамической поляры и буксировочной кривой. При измерениях на ходу использовались лишь компас-пеленгатор и лаг. Для контрольных измерений можно использовать динамометр. Полученные результаты хорошо согласуются с теорией и практическими наблюдениями. Их точность вполне достаточна для условий самодеятельного проектирования и совершенствования парусных судов.

В заключение жюри благодарит всех участников Конкурса и напоминает, что следующий конкурс состоится 23—24 и 30—31 августа 1986 г. на Парусном Берегу Московского моря (проезд: электричкой с Ленинградского вокзала до пл. «Московское море», далее водой 1,5 км, или по берегу—5 км). К участию в конкурсе допускаются уже построенные и испытанные разборные туристские парусные суда, детали их оборудования, парусное вооружение и т. д. При необходимости испытания новинок на воде проводят члены жюри и эксперты.