Катера и яхты 1987, № 6 (130), с.64

В. РОКОТ

Парусный туризм приобретает все больше поклонников иногда в самых неожиданных районах страны. Там, где есть хоть какая-нибудь вода и поступает в продажу журнал «КиЯ», энтузиасты все смелее начинают экспериментировать — строить и осваивать разборные парусные суда.

Расскажу об имеющемся опыте плаваний под парусом на надувнушке по Сыр-Дарье — на участке Кызыл-Орда — Казалинск (Юго-Западный Казахстан).

Особенности района плавания во многом определили все технические решения. Река имеет ширину 100—200 м, что дает необходимую свободу маневра. Течение не сильное и практически всюду подавляется ветром, однако плавания выходного дня мы всегда начинаем движением вверх по течению. Без паруса об этом не могло быть и речи, поскольку грести на надувной лодке против любого течения — работа неблагодарная. Глубины здесь, в районе интенсивного рисоводства, большими быть и не могут: в июле-сентябре не найти места, которое нельзя было бы перейти вброд, то и дело попадаются обширные мели с глубинами 10—15 см, изменчивый фарватер непроходим даже для самых легких моторок. Другими словами, плавать здесь можно только на надувной лодке.

Ветра сильные (особенно весной и осенью), устойчивые, летом — преимущественно северо-западного направления. Ночи, как правило, безветренные. Бывают и шквалы, однако ни разу еще мы не испытали потребности в каком-либо устройстве для взятия рифов на нашем парусе: надежно «подстраховывают» близкие берега и малая глубина.

Волны на реке очень короткие (1,5—2 м). Хотя волна высотой более 40 см нам не встречалась, но при сильном встречном ветре гребни начинают захлестывать лодку. Дрейфовать надо только лагом к волне — это исключает забрызгивание.

Плаваем мы на двухместной «Славянке» — надувной лодке уфимского производства, очень подходящей для несения парусов. Она представляет собой катамаран, так что об остойчивости можно «не беспокоиться». Лодка грузоподъемностью 250 кг имеет длину 2,65 м, ширину 1,15 м и высоту борта (диаметр баллона) в средней части 0,28 м.

Две поперечные металлические штанги в носу и в корме (под декой) не только обеспечивают сравнительно высокую жесткость корпуса, но и позволяют предельно просто решить две сложнейшие для надувнушек проблемы — крепление штага и установку руля. (На «Славянке-М» штанги, в отличие от «Славянки», вынесены наружу, что позволяет даже не делать отверстий в деках.) Имеющиеся резиновые башмаки под уключины будто предназначены для крепления шверц-балки. Деревянные банки, распирающие баллоны, позволяют довольно просто закрепить мачту и рулевое управление. Кстати, реечные штатные банки еще до установки парусов пришли в негодность, мы заменили их сплошными, выпиленными из фанеры толщиной 14 мм.

Применено парусное вооружение типа ; «Стриж», доказавшее свои достоинства и на сегодня самое приемлемое для небольших и недостаточно жестких лодок. Наш парус сделан без особых ухищрений. Площадь его около 3 м2, что даже несколько меньше теоретически допустимой (до 3,95 м). Сшит он из легкого брезента. Серп отрицательный. Форму паруса обеспечивают алюминиевая фаловая дощечка, две латы и булинь — металлический тросик, пропущенный через заднюю и нижнюю шкаторины. Натяжение булиня регулируется мягким талрепом, который крепится в середине шверц-балки. При необходимости можно поднять и 1,5-метровый стаксель.

Несколько пояснений к приводимому эскизу.

Скоба крепления штага ставится на носовую поперечную штангу и крепится болтом. Под скобу надо обязательно проложить резиновую прокладку для предохранения деки от истирания. Здесь, как и во многих узлах соединения конструкции использованы скобы с двумя проушинами от детской прогулочной коляски, позволяющие крепить соединяемые элементы под разными углами.

Мачта высотой 3,6 м, составленная из двух трубок, крепится болтом к металлической вилке, приклепанной к кормовому краю передней банки. Кроме вант с мягкими талрепами, она раскреплена двумя подкосами, опирающимися на шверц-балку. Мачта сделана заваливающейся в корму. Сидящему на носовой банке никаких особых неудобств она не доставляет.

Гик, жестко закрепленный к муфте, свободно скользящей по мачте, сделан не двойным, как на виндсерферах, а одинарным. Чтобы парус не ложился на него, гик изогнут с учетом максимально возможного пуза.

Из-за мелководья фанерные шверцы пришлось сделать свободно подвешенными, чуть подвсплывающими к корме. Это позволяет мягко, почти незаметно, проходить мелкие места. Площадь погруженной части шверца около 600 см2. При необходимости подветренный шверц можно установить вертикально за счет небольшого перекоса всей системы.

Шверц-балка из алюминиевой трубы ложится концами на две трубки, установленные вдоль бортовых баллонов между имеющимися башмаками. Подошли трубки от раскладушки с забитыми в них деревянными пробками (для компенсации уменьшения прочности в районе отверстия под болт). Шверц-балка с четырьмя трубками при разборке составляет один компактный узел.

Такая конструкция имеет один недостаток — приходится жертвовать штатным режимом гребли. При плавании вдвоем вопрос решается просто: мы оба работаем веслами, сделанными по типу применяемых на каноэ. Кстати сказать, это удобнее, чем грести короткими штатными веслами. При плавании в одиночку приходится пользоваться байдарочным веслом, но балка мешает полному ходу весла.

Рулевое управление собрано на трубчатой балке, которая крепится болтами: одним концом поверх деки к задней штанге, другим — к правой стороне кормовой банки. Перо руля площадью около 800 см2 присоединено к баллеру в одной точке болтом с гайкой-барашком. Благодаря этому можно регулировать угол наклона и погружение пера руля.

Подкреплять днище жесткими конструкциями, придающими килеватость, мы не решились. Ограничились укладкой надувного матраца.

Все наши упрощения, конечно, сказались, но в целом получилось не так уж плохо. Вот объективные данные. Угол лавировки в пределах 45—50°. Нашу обычную дистанцию в 12 км против течения в галфвинд с экипажем два человека и грузом до 50 кг мы проходим за 3 часа. Вес дополнительного оборудования не превышает 15 кг, т.е. чуть меньше веса самой лодки (18 кг).

Для перевозки мешка с оборудованием используем половину шасси от детской коляски. Такая тележка удобно складывается и укладывается внутрь лодки, не мешая размещению груза.

Что следует посоветовать тем, кто соберется плавать по Сыр-Дарье? Разница дневных и ночных температур может достигать 20 °С, а 40-градусная жара — не редкость. Темная поверхность оболочки нагревается так, что не прикоснуться рукой. В таких условиях о лодке надо заботиться особо: часто поливать водой, вовремя стравливать воздух.

Местность полупустынная и малонаселенная, но пугаться не следует. Почти на всем протяжении параллельно реке проложены железная и шоссейная дороги. Вдоль берега — в 10-метровой зоне — относительно богатый растительный и животный мир. С топливом проблем не возникает. Часто встречаются заросли камыша. Привлекает обилие рыбы.

Вряд ли этот район станет районом развития массового водного туризма. Но ведь другой большой воды нет и за тысячу километров! Поэтому понятна тяга проживающих здесь людей и особенно молодежи к проведению досуга на реке. А что может быть лучше паруса? Пара часов на лодке под парусом великолепно снимает напряжение от недели общения с горячей, сухой пустыней. И жители Средней Азии начинают доказывать, что знают парус уже не только понаслышке.