За последние два года на многих акваториях страны эти тримараны уже появились: торговая сеть реализовала около 250 судов. Так что публикуемые ниже материалы, включая и рисунки лодки на цветной вкладке, должны на первых порах удовлетворить интерес любителей водного туризма к новинке и, может быть, помогу! решить вопрос о выборе лодки для путешествий в пользу этого оригинального судна. В таком случае рекомендуем обращаться на Калининградскую областную оптовую базу Роскультторга — 236005, г. Калининград, ул. П. Морозова, 116.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ТРИМАРАНА «ЯНТАРЬ-ТУРИСТ»
|
|
---|---|
Длина наибольшая, м | 6,00 |
Ширина габаритная, м | |
в гребном варианте | 1,82 |
в парусном | 2,92 |
Ширина корпуса, м | 0,60 |
Высота борта, м |
|
в носу | 0,70 |
в корме | 0,55 |
Осадка, м |
|
корпусом | 0,23 |
швертом | 1,01 |
Масса в сборе, кг | 145 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Пассажировместимость, чел. |
4 |
Допустимая мощность ПМ,л.с. | 5 |
Площадь парусности, м2 | 7 |
Габариты в сложенном виде (три пакета), м | 1.60х0,60х0,60 |
Розничная цена, руб. | 1200 |
Под парусом тримаран устойчиво ходит как полными, так и острыми курсами. При лавировке благодаря малому лавировочному углу он оставляет за кормой крейсерские яхты типа «Нефрит». При очень слабом ветре, когда большинство яхт и швертботов «штилеет», тримаран имеет ход, легко управляется, совершая повороты оверштаг без затруднений.
В гребном варианте «Янтарь-турист» также оказался достаточно эффективным. Подвижные сиденья обеспечивают удобное положение гребца в каждой фазе гребли. Грести удобно, без заметных усилий по сравнению с обычной прогулочной лодкой.
Мне кажется, что весла можно было бы несколько укоротить. Это повысит маневренность тримарана и уменьшит нагрузку на гребца без заметного ущерба для скорости. Единственный недостаток — это стальные угольники, установленные на подвижных сиденьях и служащие их направляющими. Они буквально «снимают» стружку с боковых стенок дюралевых рольгангов. Было бы лучше использовать угольники из пластмасс типа фторопласта или полиуретана.
Несмотря на небольшую ширину корпуса, передвижение по нему экипажа не вызывает трудностей благодаря значительной устойчивости тримарана и вынесенным за борт продольным банкам кокпита.
Вместимость тримарана вполне удовлетворительная; при небольших прогулках в нем свободно размещаются четыре человека. В открытых носовой и кормовой секциях корпуса имеются комфортабельные места. В более продолжительное туристское путешествие можно отправиться втроем, причем остается достаточно места для личных вещей экипажа и снаряжения.
В разобранном виде тримаран можно перевозить автотранспортом, в багажном вагоне поезда, а в зимнее время хранить даже на балконе городской квартиры. Сборка корпуса занимает не более часа, при этом обеспечивается надежное и герметичное уплотнение на стыках секций. Все работы по сборке и установке мачты с парусом легко осуществляются одним человеком. Правда, некоторые затруднения вызывает передвижение поплавков; стопора, установленные на поперечных балках, задевают за кромки проушин банок кокпита. Поэтому перейти с гребного на парусный вариант на воде нелегко.
Если конструктивное исполнение тримарана находится на достаточно высоком техническом уровне, то качество его изготовления этому уровню явно не отвечает.
Видимо, на заводе не производится контрольная сборка, поэтому некоторые узлы тримарана мне сначала приходилось «доводить» по месту. Выяснилось, что сопрягаемые по кривой линии привального бруса кромки продольных банок выполнены прямыми, не совпали отверстия в банках и привальном брусе.
Фигурные гайки болтов крепления поплавков к поперечным балкам не проходят по высоте между кронштейнами и обшивкой поплавков. Распорные втулки поперечных балок, пера руля и вертлюга гика не выполняют своих функций из-за недостаточной длины.
Не совпали отверстия в поперечных балках и кронштейнах (с направляющими пластмассовыми втулками), установленных по бортам тримарана. Это исключает возможность фиксации поперечных балок при раздвинутых поплавках, что крайне небезопасно при плавании под парусом в свежий ветер. Оказались недостаточно проклепанными некоторые заклепки на мачте, а болты, крепящие пластмассовые лючки гермоемкостей, не затянутыми.
Заклепки на мачте и гике выполнены крайне небрежно и намного выступают относительно их поверхности. Это затрудняет постановку паруса. Иногда приходится «рубить» мачту и, положив ее горизонтально, протягивать по ней рукав паруса.
Качество окраски, особенно грунтовки, оставляет желать лучшего. Краска быстро сходит с поверхности, соприкасающейся с обувью яхтсмена, поэтому целесообразно в комплект поставки включать небольшое количество краски и грунта. Тем более, что заводские краски и грунт в розничной продаже практически не бывают.
«Вспененный» полистирол начал высыпаться из блока плавучести (в первой носовой секции корпуса), видимо, еще при транспортировке тримарана с завода и по окончании второго сезона плавания высыпался полностью. Как видно, перечисленные дефекты не носят принципиального характера и могли бы быть исключены при соблюдении технологической дисциплины изготовления тримарана на заводе.
А теперь о некоторых усовершенствованиях конструкции.
Для спуска тримарана на воду и вытаскивания его на берег мной изготовлена тележка, являющаяся одновременно кильблоками. По контуру поперечного сечения тримарана я изогнул полудюймовые трубы и прикрепил к ним колеса диаметром 220 мм от детского самоката. К внутренней поверхности каждого кильблока винтами закрепил несколько пластин из дюралюминия с приклеенными листами микропористой резины. Оба кильблока соединил продольной съемной трубой. Для подъема тримарана из воды на берег тележку спускают с берега на тросе и тримаран на плаву вводится в кильблоки.
Резиновые уплотнительные шайбы, предназначенные для герметизации стыков секций корпуса тримарана, нарезанные крайне небрежно, разной высоты с неровными краями, я сразу же заменил на резиновые кольца с внутренним диаметром 8 мм, использующиеся для уплотнения клапанов водопроводных кранов.
Пластмассовая втулка степса имеет слишком большой внутренний диаметр. Поэтому при движении под парусом мачта, раскачиваясь, со стуком касается кромок втулки. Пришлось поставить во втулку кольцевые прокладки из фторопласта, состоящие из двух частей.
Для укрытия от дождя при кратковременных выходах удобными оказались тенты из легкого материала, прикрепляемые к мачте и гику с помощью оттяжек. В будущем думаю разработать конструкцию легкой палатки, устанавливаемой на продольных банках.
При плавании под парусом, когда мотор используется как вспомогательный, целесообразно предусмотреть установку мотора между корпусом и одним из поплавков на поперечной балке или специальном кронштейне. Это исключит необходимость при плавании под парусом снимать мотор с транца и укладывать его в кормовую секцию. Кстати, длинный румпель, перегораживающий эту секцию, я планирую заменить штуртросовой проводкой.
Появление тримарана на подмосковных водохранилищах вызвало большой интерес тех любителей парусного и гребного спорта, которые имели возможность с ним ознакомиться. Многие высказывали мнение о перспективности этого оригинального судна для туризма на внутренних водоемах нашей страны. Во всяком случае, «Янтарь-турист» может стать гораздо более экономичным и эффективным средством повышения массовости парусного туризма, чем дорогостоящие яхты открытого моря, приобретаемые некоторыми яхт-клубами на сугубо речных акваториях.
А. ШЛАУ, г. Москва
Нельзя сказать, чтобы новинка нас сразу восхитила: ни комфорта крейсерской яхты, ни глянца гоночного швертбота, между секциями — щели, значит, и хода не будет. А если перевернется — что же, катера ждать? Пляжная яхта...
Стоило подойти на нем к борту настоящей яхты, как тут же слышался вопрос: «А стаксель ставить не собираешься?»
Сейчас бы ответил: нет, не собираюсь. Простота в управлении, возможность ходить в одиночку, быстрота вооружения — преимущества серьезные. И катера ждать не надо — опрокинувшийся тримаран может поставить на ровный киль один человек. Да и опрокинуть его трудно, так что тримаран можно уверенно рекомендовать для обучения ребят парусу (тем более, что и тренер может находиться рядом).
А скорость? На полных курсах «Янтарь-турист» «достает» швертбот «470», а из крейсерских яхт, что есть на Севане, от него уходит только катамаран <Центаурус». Это дает возможность ходить на тримаране в группе с крейсерскими яхтами, используя их как базовые суда.
За два сезона эксплуатации тримаран показал себя надежным и безопасным судном; даже в осенние севанские ветра на крутой озерной волне мы чувствовали себя совершенно уверенно. Тенты надежно защищают носовой и кормовой отсеки, а возможность сильно зарифить парус позволяет ходить при ветре до 20 м/с. Но вот брызги — эти все наши. Уже при незначительном волнении, при хорошем ходе — палуба сухая, зато рулевой мокрый. И штормовкой тут не обойдешься, нужен комбинезон.
И под веслами «Янтарь-турист» идет ходко, с закрепленным рулем очень устойчив на курсе. Правда, тримаран в гребном варианте не понравился — с уменьшением ширины усиливается бортовая качка, да и сам процесс преобразования из парусного в гребной вариант занимает немало времени.
В наших условиях, когда штиль длится час-два, гораздо удобнее идти с поставленной мачтой и спущенным парусом, развернув гик в сторону носа или подняв его к мачте.
Пришел ветер — весла на поплавок, парус на место, минута — и уже идем под парусом. Вот почему первое, что мы сделали — это удлинили одну пару весел, чтобы можно было грести в одиночку, не сдвигая поплавков. Вдвоем можно грести и короткими веслами, но уже без подката.
Впрочем, возможность сдвигать поплавки тоже нужна: где-то будут играть роль габариты, скажем, при переходе по протоке из одного озера в другое. Тут уж можно смириться и с уменьшением остойчивости.
В общем, тримаран понравился и мы приобрели себе такой же. Всю зиму он простоял в подвале на верстаке, а мы ходили вокруг и строили планы — по каким морям нам на нем ходить. Наконец, настала весна, и мы принялись за сборку.
Боже мой, сколько же всего выяснилось! Тримаран, несомненно, разборный, но вот насчет транспортабельности — иэвините... Впрочем, инструкция по эксплуатации этого и не утверждает. Сказано, что тримаран складывается в три упаковки — это правда. Но как их таскать? В обнимку — не поднимешь, на спину не взгромоздишь, вдвоем и то ухватить не за что.
Соорудили тележки с колесами от детских велосипедов и перевезли тримаран на Севан — часть на электричке, другую — на машине. Стали собирать. Мачта собралась сразу, а вот с корпусом пришлось повозиться. Тримаран был из установочной серии, чувствовалась ручная работа, без оснастки. Некоторые отверстия пришлось пересверливать. Позже мы заменили штатные болты М8 на более длинные, к головкам которых приварены прутки диаметром 5 и длиной 40—50 мм, что существенно облегчило сборку и разборку корпуса. Теперь нет необходимости поддерживать болт гаечным ключом, гайку можно быстро затянуть торцевым ключом; благодаря удлиненным болтам упрощается центровка секций.
Заправка тентов в ликпазы выглядит аккуратно, тенты защищают от заливания носовой и кормовой отсеки надежно, но зачехлять лодку можно только на берегу, да еще вдвоем. На воде тент уже не поставишь. Это снижает безопасность или удобство пользования — в носовом отсеке, выходит, и в хорошую погоду нельзя находиться. А как грести?
Поэтому мы планируем увеличить размеры тента и крепить его на шнуровке к обушкам на корпусе, поставленным выше ватерлинии. Это позволит устанавливать тент одному человеку, не подходя к берегу.
Подкатные сиденья гребцов применены, по-видимому, стандартные, а вот рельсы под них сделаны свои. И тележка по ним не бегает, пока не снимешь зацепы, которые не дают ей соскакивать с рельс. Зато потом она сходит с направляющих при малейшей неосторожности.
Вскоре после сборки тримарана один из юных яхтсменов задал «детский вопрос»: «А где же у него ножные ремни?». Действительно, а где? Сидеть на плоской палубе уже в небольшую волну становится неуютно, особенно пассажиру (рулевой хотя бы за шкот держится). А ведь надо «эффективно откренивать», как сказано в инструкции, прилагаемой к лодке. И установить ремни не представляет труда. Мы пока что натягиваем вместо них капроновый трос.
Невозможно быстро и просто закрепить румпель. Румпель не поднимается, но главное — он слишком длинный, что не позволяет посадить в кормовой отсек пассажира. Это позволило бы лучше Сбалансировать лодку. Напрашивается замена румпеля на штуртросовую проводку, но пока руки не доходят.
Штатную проводку гика-шкота мы заменили на тали в три лопаря. Это намного удобнее при поворотах фордевинд — шкоты можно взять пучком в одну руку и перекинуть парус.
Штатный черпак как водоотливное средство оказался неэффективным. Гораздо лучше пятилитровое пластмассовое ведро. Нужна также трюмная помпа для удаления воды из поплавка, который должен быть затоплен при постановке тримарана на ровный киль одним человеком. Мы используем для этой цели ручной садовый опрыскиватель.
И все же эти недоработки конструкции и затраты времени на ее усовершенствование не испортили общего положительного впечатления о тримаране. Это действительно интересное и универсальное туристское судно.
В. ПОПОВ, г. Абовян Арм. ССР