ФИРМЕННЫЕ САМОДЕЛКИ

Простите, где вы купили эту парусную лодку? — поинтересовался явно далекий от туризма человек, подойдя к кромке воды и рассматривая диковинные плавсредства под парусами. Его внимание привлекла серебристая красавица с необычным стаксельным вооружением.

— «Надувнушку» купил в «Спорттоварах», все остальное сделал сам,— скромно ответил ленинградский инженер Иван Николаевич Павлов.

— Надо же, никогда не подумаешь! — восхитился отдыхающий.

— Ничего удивительного,— вмешался в разговор один из участников предстоящих соревнований туристов-парусников.— Подобную работу невозможно увидеть на серийных лодках. Ни один завод никогда в жизни такую красоту наводить не будет...

После знакомства с такими «самоделками», как нарядный павловский парусник на базе распространенной серо-зеленой «ЛГН-2», приходило на ум одно-единственное определение: «фирма»! Добротно, надежно, проработано до мельчайших мелочей и, главное, красиво. А красива была лодочка, по выражению одного из туристов, «до неприличия». Внешний вид малютки вызывал в мыслях образы полированных штурвалов, дубовых панелей в кают-компаниях и «прежних» яхтсменов в отутюженных белоснежных брюках.

Одной «эстетикой», однако, рассказ об этой лодке нельзя ограничить. Если броский внешний вид привлекал в первую очередь дилетантов, то ряд смелых технических решений, воплощенных в крошечном паруснике, вызывал восхищение у знатоков.

Если попытаться сформулировать основной принцип, заложенный в конструкцию суденышка, то он будет звучать примерно так: «маленький парусник не должен копировать большой». Здесь же, в Кавголово, на очередных соревнованиях можно было увидеть и мощные краспицы на двухметровых мачтах, и сложные системы блоков и талей при всего лишь четырехметровой площади паруса, и целый ряд устройств и дельных вещей, обычных на большой яхте, а здесь лишь уменьшенных до игрушечных размеров. Иван Николаевич пошел другим путем.

Зачем «городить» состоящий из множества деталей вертлюг гика, когда при парусе площадью чуть более 3 м2 его роль с успехом выполнит... цилиндрическая пружина. Действительно, изгибаясь, она обеспечивает крошечному гику все нужные степени свободы. Рулевое устройство незачем крепить «намертво» — усилия на руле невелики. С удержанием кормовой «накладки» прекрасно справляются резиновые бобышки с клиньями-стопорами. Каждый посчитал своим долгом опробовать магнитный фиксатор — приспособление, немыслимое на крупных яхтах. Металлическая «гребенка» на борту лодки и сильный магнит в рукоятке румпеля позволяют легко фиксировать перо руля в довольно широком диапазоне положений.

Знатоки с пристрастием обсудили и необычное парусное вооружение — стаксельное с хитроумным стаксель-гиком, имеющим много общего со спинакер-гиком. Критические замечания скептиков здесь, в основном, подтвердились: хорошо работающее на полных курсах, идти круто к ветру это вооружение не позволяло и в лавировку становилось «орудием пытки». Приходилось «крутить лодку» через фордевинд, вызывая изумление у присутствующих.

— Теперь мне ясно, что вооружение надо переделывать,— подвел итог Иван Николаевич.

А вот конкурент ленинградца — А. Юданов из Смоленска проблем с парусами, похоже, не имел. Ушел на своей «Славянке», превращенной в га-срельный шлюп с площадью парусности 4,5 м , на полную дистанцию и успел «обставить» нескольких многокорпусников. Смоленский парусник тоже отличала необычность многих технических решений. И опять-таки прежде всего тех, которые выражали принцип — «не копируй большую яхту».

Знатоки обратили внимание на отсутствие оттяжки гика, хотя грот был туго натянут. В чем же дело? Ларчик открывался просто: малые размеры паруса, а, значит, и нагрузки позволили отжимать пятку гика от мачты упорным винтом. В конструкции Юданова был воплощен и очень важный для малых разборных судов принцип универсальности узлов. Многие из них имеют по нескольку назначений. Когда паруса убраны и подняты поворотные шверцы, обнаруживается, что на их боковых кромках укреплены трубки-подуключины. Грести стало удобнее — ширина между уключинами, по сравнению со штатным вариантом, увеличилась, да и сами уключины теперь «нормальные», как на большой жесткой лодке. Трубчатая рама, уложенная на лодку и поддерживающая мачту и шверцы, при ее разборке и укладке в пакет превращается в удобную тележку — достаточно укрепить пару колес.

«Славянка» — самая удобная «надувнушка» для переделки в парусник,— считает Александр Владимирович. Главная проблема для человека, решившего снабдить такую лодку парусом,— не за что «зацепиться». А при катамаранной схеме «Славянки» этой трудности практически не существует...

На любой встрече единомышленников-энтузиастов применения паруса в водном туризме так или иначе продолжается спор об общих направлениях в конструировании самодельных разборных парусников. Слово — ветерану кавголовских слетов Г. Ханданову. Гегам Гегамович представил свою очередную новинку — разборный швертбот в духе уходящих в прошлое «Мев», но более вместительный и универсальный (остряки из числа собравшихся дали ему название «шаланда, полная кефали»),

— Катамаранный бум продолжается,— говорит опытный турист,— повышаются скорости, совершенствуются конструкции катамаранов, растут и размеры. И есть здесь одно «но». «Вода» бывает самой разной. И мы, ветераны, стоим на той точке зрения, что туристское судно должно быть универсальным: пригодным и для большого озера, и для узкой протоки, должно одинаково хорошо идти под парусами, на веслах, сплавляться по бурным рекам. А создатели нынешних гигантских катамаранов ограничиваются большими акваториями...

— Взгляните на те же тримараны, байдарки с поплавками,— вступает в разговор ленинградец Николай Юрьевич Иванов, один из старейшин водного туризма,— вот образец универсальности. Байдарка осталась байдаркой. И парус — не самоцель, а вспомогательное средство. Мы можем отправиться на любой водоем, и везде наш вариант окажется к месту. Что ж, о вкусах, как говорится, не спорят. Кто-то ратует за универсальность, за свободу выбора, а другой, побывав один раз, скажем, на Байкале, уже другого маршрута не ищет. Так что катамараны, как представляется, это все-таки не мода, а реальное и развивающееся направление!

Заговорив о совершенствовании парусных катамаранов, упомянем в качестве примера показанную москвичом А. А. Алексеевым оригинальную конструкцию механизированного мягкого крыла-паруса с изменяемым профилем. В числе преимуществ выбранной схемы, как считает конструктор, повышение эффективности паруса, возможность идти круто к ветру, незначительность усилий на шкоте. Первое его воплощение этой идеи выявило целый ряд слабых мест, так что конструкция явно требует доработки. К тому же, из-за случайной поломки рулевого устройства любоваться катамараном пришлось, в основном, на берегу. Однако ряд узлов просто-таки вызывал восхищение. Например, легкость изменения профиля крыла.

На глазах у многочисленных зрителей ее не раз демонстрировал пятилетний сын Алексеева. Так же легко и просто парус «поднимался» и рифился: свободно скользящие по мачте нервюры вставали на свои места и быстро собирались внизу в пакет — как мехи у гармони.

Одна из самых важных задач всех подобных слетов-соревнований — пропаганда водного туризма, привлечение в его ряды новых и новых сторонников. И, согласитесь, что внешний вид, отделка, красота участвующих в гонках самодельных судов — это тоже своеобразная «реклама».