На конкурс «Поиск-88»

Плот под парусом — соперник «Мевы»

В последнее время на различных водоемах все чаще можно увидеть надувные лодки под парусами. Мы же, когда у нас возникла идея провести свой отпуск на Белом море, решили вооружить ими надувной спасательный плот «ПСН-10М» и сделать из него полноценный надувной парусник — «семейный крейсер». Четыре года эксплуатации показали, что мы не ошиблись в выборе. Дважды побывали на Белом море, один раз — на Онежском озере. Группа из нескольким «Мев» и плота «Гиппопо» прошла по Азову. Провести выходные на воде тоже перестало быть проблемой, так как сборка занимает не более полутора часов. Габариты в сложенном виде позволяют перевозить наш плот всеми видами транспорта, включая метро и городские автобусы. У нас получилось две упаковки: пенал с каркасом 1,5Х 0,4Х X 0,2 м и абалаковский рюкзак с резиной. Общий их вес составил 58 кг.

Одной из особенностей конструкции является то, что собрать и разобрать каркас можно на плаву. Мы всегда пользовались такой возможностью, если на берегу не оказывалось удобной площадки.

Ходовые качества плота для путешествия вполне приемлемы. Средняя скорость в походе — около 5 км/ч. На Азове плот выходил обычно раньше «Мев» на час-полтора и приходил позже на час. Но позднее, когда мы сшили более качественные паруса, не раз бывало и так, что «Мевы» нас догнать не могли. Несмотря на свою неуклюжую форму, плот неплохо лавирует.

Плот обеспечивает некоторый комфорт и теперь мы можем брать с собой одного ребенка. Под тентом, который закрывает половину плота, можно ночевать втроем, встав на якорь, а на ходу — вдвоем. Так что всегда можно укрыться от внезапного дождя. При ходе против крупной волны брызги в кокпит практически не попадают, это случается иногда только на полных курсах. В «каюте» всегда сухо, не считая, конечно, конденсата, который образуется в холодную погоду на стенках. В хорошую погоду «рубку» можно открыть — по всей длине тента вклеена застежка «молния».

В походе иногда мы не подходим к берегу по 10—12 часов и даже значительно дольше. Обед в таких случаях готовим в туристском кипятильнике (цена 3 р. 40 к., емкость 1 л), подвешивая его к каркасу тента. Для этих целей приспособили и примус «Турист». Бензина на весь отпуск требуется 2—2,5 л.

Одним из важных достоинств плота является большая грузоподъемность. Даже в случае прокола носовой или кормовой секции оставшаяся целой часть поддерживает на плаву тонну. Иногда на выходные дни мы выходили на плоту всемером, а однажды в нем уместилось со своими пожитками 9 человек, при этом мы еще могли лавировать против слабого ветра. Но максимальной пассажировместимостью все же надо считать 6—7 чел., а в походе — 3—4 чел.

При выборе судна большую роль сыграла простота изготовления нехитрого каркаса в домашних условиях. Для него мы использовали трубы из легкого сплава: 50Х3Х1500—2 шт., 42Х3Х2000—1 шт., 45Х2Х400—2 шт., 45Х X 2Х60— 1 шт., 40Х2Х1000— 1 шт., ЗОХ1.5Х X 1000 — 6 шт., 16Х 1,5Х 1200 - 2 шт. Для мачты, гика, гафеля — набор Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР. Шверцы склепаны из двух листов пластмассы и распираются трубкой 30Х2Х800, перо руля вырезано из листа дюраля. Все работы были выполнены одним человеком за полтора месяца в условиях городской квартиры. Потребовался только набор слесарных инструментов и электродрель.

Применили гафельное парусное вооружение. Площадь грота 4,5 кв.м. В сильный ветер мы ставим рейковый стаксель (площадь 1 кв.м); с ним значительно удобнее обращаться, не нужно перетягивать шкоты при перемене галса. Тяги от него, конечно, немного, но зато проще делать поворот оверштаг. В слабый ветер ставим стаксель площадью 3,2 кв.м.

Для тех, кто решит использовать ПСН для походов под парусом, хотим дать несколько советов. В месте соединения баллона с днищем следует заменить проклейку на капроновую, так как здесь всегда сыро, скапливается песок и резина начинает гнить. Перед длительным хранением ее нужно как можно тщательнее просушивать и пересыпать тальком. Хотя плот и обладает хорошей остойчивостью, особенно в загруженном состоянии, но о безопасности забывать все равно не стоит, ибо вернуть его в нормальное положение нелегко. Площадь парусов можно, конечно, увеличить до 9—10 кв.м, но в средний ветер (более трех баллов) 7 кв.м вполне достаточно, так как скорость все равно будет не больше 7—8 км/ч. И, наконец, последнее. Чтобы не протирать днище и борта, нужно положить внутри плота толстую полиэтиленовую пленку. После этого никакие твердые предметы опасности для резины не представят.

А.ЛОСЕВ, Е.ЛОСЕВА

Рис. М.Лимонада