Из архива Нептуна

Ошибка Рериха

Всем хорошо известны картины Н.К.Рериха «Варяжские гости» и «Славяне на Днепре». Большой знаток истории нашей страны, художник достаточно верно воссоздал облик варяжских и славянских судов Х— XI веков. Не вызывают никаких возражений формы корпусов, штевней, размещение палатки на корпусе. Но вот паруса... Треугольные с вершиной вниз, к шпору мачты, они не могут не вызывать сомнений. Такие паруса, согласитесь, малоэффектины и чрезвычайно неудобны в управлении. И хотя такие изображения — не редкость, а все же поверить в такой парус вряд ли кто сможет.

Такие паруса были изображены на гобеленах викингов, в том числе на известном гобелене XI в. из Байе. Обратим внимание на то, что полосы цветной ткани на парусах тут тоже треугольные и сужаются книзу. Судя по всему, именно этими изображениями, как исходными и исторически достоверными, и пользовался Н.К.Рерих.

В то же время изображения судов викингов того времени на камнях демонстрируют исключительно прямые паруса. Да и позднейшие раскопки свидетельствуют о применении на драккарах именно прямоугольных, достаточно высоких парусов с удлинением, близким к единице.

Ответ нашелся неожиданно. Мне много приходилось ходить под прямыми парусами. На одном из фотоснимков грот моего судна предстал вдруг точно таким, каким изобразил парус великий художник. Разгадка проста. На ходе в бакштаг рея была выбрана ближе к диаметральной плоскости, а шкоты оставались в поперечной. Скрученный высокий прямой парус спроектировался в треугольник.

Именно скручиванием и объясняются формы паруса на гобелене и полос на нем.

Высокое мастерство художественного обобщения творений древних мастеров гобелена и привело Н.К.Рериха к ошибке.

М.Лимонад