В. Жаров,
г. Кишинев


Наша мечта отправиться семейным экипажем в дальнее плавание на яхте оказалась несбыточной.

Три года мы безуспешно пытались встать на очередь на приобретение “Невы” по месту жительства (в Молдкультторге) и в Ленинграде, где находится выпускающий ее судостроительный завод. Увы, работники торговли не могли даже сказать что-либо определенное о перспективах покупки этой яхты.

Тем не менее, оптимизма мы не потеряли и летом 1989 г. начали свое запланированное несколько лет назад путешествие из Ленинграда в Одессу (не пугайтесь — по внутренним водным путям!). За 18 дней мы прошли наиболее сложную часть маршрута из Ленинграда по Неве, Новоладожскому каналу, реке Свирь до пос. Вознесенье. И хотя в путешествие мы отправились не на “Неве”, а на самодельном разборном швертботе, удовольствия и острых ощущений от плавания получили не меньше.

Основные данные швертбота

Наибольшая длина, м
Наибольшая ширина, м
Высота борта минимальная, м
Осадка с полной нагрузкой (4 чел. плюс походное снаряжение), м (корпусом/швертом)
Площадь парусности, кв.м (грот/стаксель)
Масса в упаковках, кг
Размеры упаковок, м:
   обшивка и швертовый колодец
   шпангоуты, шверт, руль
   носовая часть, паруса, такелаж, надувные емкости
   рангоут, стрингера, пара весел

5,00
1,50
0,40
0,12 / 0,95

6,0 / 4,0
85

1,60х0,42х0,38
1,45х0,52х0,16
1,00х0,60х0,45
1,85х0,32х0,20

Кроме указанного, в эти упаковки помещается туристическое снаряжение для 4 чел. и 30 кг продуктов (консервы и крупы).

В прошлом году, успешно выступив в июне в соревнованиях туристов-парусников на приз “КиЯ” на Кавголовском озере под Ленинградом, продолжили свое путешествие по Онежскому и Белому озерам, Череповецкому водохранилищу. В Череповце наше путешествие прервалось — испортилась погода, да и отпуск подходил к концу. Предстоящим летом планируем продолжить плавание по Рыбинскому водохранилищу и дальше на юг.

Конструкция швертбота

1 — носовая неразборная часть каркаса; 2 — трубка деки 18х1; 3 — оболочка; 4 — вант-путенс;
5 — крепление трубки 2 к мачте (муфта со штырем);
6 — мачта, составная из 4 частей, труба Ж 60—75 Д16;
7 — кипа стаксель-шкота; 8 — погон гика-шкота; входит в шпангоут №3;
9 — крепление швертового колодца к №3; 10 — крепление бакштагов;
11 — кормовая часть кильсона с кницей крепления к транцу; 12 — транец в сборе;
13 — стрингеры, трубка 18х1 Д16Н;
14 — натяжное устройство троса 15, стягивающего каркас; 15 — стяжной тросик Ж=2,2—2,5 мм;
16 — шпангоут № 4 в сборе; 17 — кильсон в сборе; 18 — шпангоут №3 в сборе;
19 — привальный брус, труба 22х2, Д16Н;
20 — швертовый колодец в сборе, приклепанный к оболочке; 21 — шпангоут №2 в сборе;
22 — хомутик крепления швертового колодца к мачте; 23 — шпангоут №1 в сборе;
24 — форштевень, труба 22х2; поз. 45—55 см. далее.


Построенный нами швертбот оказался довольно удачным туристским парусником для трех-четырех человек среднего роста и полноты; думается, имеет смысл рассказать подробнее о его конструкции. Возможно, поневоле избранным нами путем к осуществлению мечты о путешествиях под парусом смогут пройти и другие люди, которые имеют элементарные навыки работы с дрелью и ножовкой по металлу и владеют искусством шитья на домашней швейной машинке. Нам, правда, повезло: в нашем распоряжении оказались изношенные оболочки и детали каркасов от двух старых байдарок типа “Салют” и парусное вооружение от виндсерфера “Мустанг”.

А если начинать с нуля,то следует запастись отрезками дюралевых трубок 18 X 1 мм для стрингеров, 22 X 2 для привальных брусьев и кильсона, таких же трубок, но из более мягкого алюминиево-магниевого сплава АМг для шпангоутов, угольниками 3 X 32 X 32. Понадобятся куски листового дюралюминия толщиной 1,5 мм для транца и швертового колодца, алюминиевые заклепки диаметром 2,5—3 мм, латунная трубочка диаметром 5 мм для заклепок, винты и гайки М6, полоски из нержавеющей стали толщиной 1—1,5 мм. Шверт и перо руля лучше склеить из фанеры и обклеить снаружи слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.

Нужна еще прорезиненная ткань для оболочки (15 м2, лучше всего из старых чехлов грузовиков “Совтрансавто”), плотная непродуваемая ткань для парусов (13м2), стальной тросик диаметром 2,5—3,2 мм, капроновый плетеный шнур 6—8 мм для бегучего такелажа. Это только основные материалы; мелкие заготовки из стали и пластмассы понадобятся для изготовления дельных вещей — блоков, стопоров, каретки гика-шкота, кип стаксель-шкотов и т. п.

Конструкция каркаса и его сборка напоминают байдарку “Таймень”. Всего нужно согнуть и собрать в узлы четыре трубчатых шпангоута и транец, на рамку которого идет дюралевый угольник. Носовая часть каркаса — форштевень, шпангоут № 1 и стрингера первой шпации — представляет собой неразборный узел. При переноске лодки она выполняет роль станкового рюкзака.

Кильсон (две продольные трубы, соединенные между собой дюралевыми пластинами — перемычками) состоит из трех частей, которые при сборке соединяются при помощи штырей, заделанных в концы труб одной части кильсона и плотно входящих внутрь труб другой части. Мы использовали для кильсона трубу овального сечения 35 Х 20 мм более жесткую, чем обычная круглая. К перемычкам кильсона на винтах М6 крепятся шпангоуты и транец. Каждый шпангоут снабжен муфтами для соединения с 12 стрингерами. Верхние стрингера служат привальными брусьями и изготовляются из трубы диаметром 22 мм.

Каждый стрингер, как и кильсон, состоит из трех частей, соединяемых при помощи штырей. В одну часть стрингера штырь запрессовывается, ставится на эпоксидном клее или заклепке неподвижно, в другую он должен входить со скользящей посадкой. Такие же штыри приклепаны к угольнику транца — на них надевают кормовые концы стрингеров. Носовые концы этих частей стрингеров соединяются со следующими частями у шп. № 4 выдвижными штырями, напоминающими обычные шпингалеты. Это обусловлено тем, что транец соединяется с кильсоном в первую очередь, и кормовые части стрингеров приходится вводить впритык с торцами трубок, уже закрепленных на шпангоуте № 4.

Когда каркас собран, он туго стягивается при помощи двух тросиков, пропущенных вдоль кильсона под перемычки от форштевня до транца, где предусмотрен винтовой талреп.

Швертовый колодец собирается из дюралевых листов на алюминиевых заклепках и посредством двух угольников приклепывается к дюралевой же пластине основания. В качестве шпонок (стоек) колодца могут служить дюралевые швеллеры высотой 20—25 мм либо дубовые рейки. Колодец в сборе через резиновую прокладку ставится на готовую оболочку, с внешней ее стороны устанавливается такая же прокладка и вторая дюралевая пластина, и весь пакет проклепывается алюминиевыми заклепками. При сборке лодки верхняя часть колодца крепится посредством хомута к мачте и винтом к бимсу шп. № 3.

Постройку швертбота следует начать с разметки на листе фанеры или картона теоретических обводов шпангоутов. Базовыми линиями являются строго перпендикулярные друг другу основная линия ОЛ и диаметральная плоскость ДП.

В таблице ординат заданы расстояния точек касания стрингерами оболочки корпуса (на чертеже они обозначены буквой С — С1, С2. СЗ и т. д.). Нанеся положение этих точек симметрично по обе стороны от ДП, необходимо разметить фактический обвод трубчатого шпангоута, который располагается внутрь от теоретического на 30 мм — величину, определяемую диаметром трубки стрингера и конструкцией муфты, соединяющей его со шпангоутом.

Для упрощения разметки можно вырезать из картона или пластика шаблончик и, прикладывая его к теоретическим точкам С, наметить по внутренней кромке шаблона положение внешней образующей трубки шпангоута. Соединив полученные отрезки плавной кривой, получим внешний контур шпангоута, по которому нужно изогнуть трубку. Для упрощения работы рекомендуется по этому контуру сначала изогнуть проволоку диаметром 6 мм из мягкой стали — сделать гибочный шаблон, который можно будет прикладывать к изгибаемой трубе в процессе работы.

Схема разметки теоретического обвода шпангоута (на примере шп. №3) и внешнего обвода конструктивного шпангоута.

1 — теоретический обвод по оболочке;
2 — обвод наружной образующей трубы шпангоута;
3 — шаблончик для разметки.

Для того чтобы не смять трубу при гибке, ее следует плотно набить мелким песком, закрыв один конец деревянной пробкой. При этом для уплотнения песка трубку нужно обстучать легким молотком. Затем закрывается пробкой второй конец трубки, и она нагревается паяльной лампой или горелкой примерно до 150°. Это состояние можно определить, нанеся на трубу мыльный раствор — если он почернеет, металл готов к гибке. Лучше воспользоваться ручным трубогибочным станком, но при его отсутствии трубу можно гнуть между двумя закрепленными на верстаке штырями. При недостаточной длине трубы ее можно надставить, используя внутреннюю втулку.

Аналогичным образом также из трубы мягкого сплава, например АМг2Н, заготавливается и форштевень. Обвод форштевня можно вычертить по эскизу, приведенному справа от теоретического корпуса. Трубы кильсона и стрингеров нуждаются лишь в незначительном изгибе, выполнить который не составит особого труда, если нагреть место сгиба.

Муфты, соединяющие стрингера со шпангоутами, можно сделать из нержавеющей стали толщиной 1 мм и приклепать их к шпангоутам латунными трубчатыми заклепками из трубочки диаметром 5—5,5 мм. Для крепления стрингеров к форштевню их концы достаточно расклепать (в нагретом состоянии!), скруглить по радиусу и просверлить в них отверстия под заклепки. Соответствующие отверстия сверлят и в форштевне. При сборке носовой неразъемной части к шп. № 1 приклепывают форштевень и трубку, поддерживающую деку в ДП.

(Стрингеры приклепывать к муфтам не обязательно. Соединительные элементы можно выполнить из стеклопластика, как это сделал Н.П.Миттрах на своей разборной плавдаче “Мещера” — см. КиЯ № 42. Прим. ред.)

На нашей лодке транец был вырезан из листа дюралюминия толщиной 1,5 мм, но его можно сделать и из 4-миллиметровой фанеры. Важно, чтобы он был достаточно жестким и выдерживал без деформаций усилия, действующие на рулевое устройство.

Собрав каркас и натянув стяжной трос, нужно проверить плавность обводов всех стрингеров, подъем носа и транца от основной плоскости (это влияет на ходкость и поворотливость швертбота), при необходимости отрихтовать отдельные детали.

Шпангоуты швертбота представляют собой замкнутые рамки, что придает корпусу необходимую жесткость. Верхние перемычки, как показал опыт плаваний, особых неудобств для экипажа не создают. Зато они используются для крепления снастей стоячего такелажа и кип стаксель-шкотов, в качестве погона гика-шкота и для привязывания верхних краев оболочки. Кроить оболочку удобно, наложив прорезиненный материал на собранный каркас, который устанавливают в положение вверх килем. Полотнище шириной около 1 м накладывают серединой вдоль кильсона, разглаживают и обрезают излишки ткани у форштевня и по привальному брусу. Затем, предварительно проклеив шов клеем 88, сшивают его на ручной машинке широким стежком.

Полученную заготовку надевают на каркас и растягивают по стрингерам. Взяв полотнище дешевой ткани, укладывают его вдоль борта; край, обращенный к днищу, подсовывают под растянутую оболочку, разглаживают и размечают на ней положение привального бруса и края оболочки. Снимают эту “выкройку”, обрезают по контуру и по ней вырезают две зеркальные детали из материала оболочки.

Для сшивания с уже поставленной на каркас частью необходимо предусмотреть припуск по кромке примерно 30 мм. Проклеивают соединение всех трех деталей и прошивают его на машинке. Снова надевают оболочку на форштевень и, уперевшись ногами в транец и захватив кормовой край оболочки, максимально натягивают ее таким образом, чтобы материал выступал по всему периметру транца в корму не более 3 см. Лишний материал обрезают.

Из отдельного куска вырезают транцевую часть оболочки с припуском 3 см по кромке для сшивания с основной частью. Подогнув соединяемые кромки, проклеивают и прошивают их на машинке. Затем к обшивке пришивают петли из капроновых ремней для крепления фор- и ахтерштага и для стягивания верхних краев оболочки у шпангоутов. Снова поставив оболочку на каркас, выкраивают носовую и кормовую часть деки. В носу она делается разъемной по ДП, причем соединение правой и левой частей осуществляется при помощи дюралевой трубки, которая вставляется в петли, пришитые к обеим кромкам. В носу конец трубки надевается на штырь, запрессованный в такую же трубку, которая соединена с форштевнем и шп. № 1; кормовой ее конец крепится при помощи хомута к мачте.

Мачту рекомендуется изготовить из дюралевой трубы диаметром 60—75 мм, гик — диаметром 32—40 мм. Рангоут несложно сделать разборным таким образом, чтобы длина отдельных частей не превышала бы 1,85 м — они должны удобно укладываться в одну упаковку вместе с веслами и стрингерами. Вся же лодка вместе с туристским снаряжением и запасом продуктов при перевозке размещается в четырех достаточно компактных упаковках — парусиновых чехлах. При изготовлении рангоута и парусов полезно ознакомиться с книгой В.М.Перегудова “Туристские разборные парусные суда”, М., Физкультура и спорт, 1987 г.

Заметим, что штаги и топ-ванты мы крепим за капроновые петли, пришитые к оболочке, благодаря чему она еще плотнее обтягивает каркас. Нижние ванты закрепляем за шп. № 2. Для того чтобы корпус на острых курсах к ветру не скручивало усилиями, передающимися на него такелажем, пришлось применить бакштаги, нижние концы которых крепятся за рамку шп. № 4.

В походе между шп. 1 и 2 размещается снаряжение и запасы в гермоупаковке. Между шп. 2 и 3 по обе стороны от швертового колодца располагаются два матроса, а между шп. 3 и 4 — капитан и рулевой; они же работают на бакштагах. В корме у транца — ящик для кинокамеры и рюкзак с продуктами, не портящимися от воды. Такое расположение оказалось оптимальным с точки зрения удобства управления, обеспечивает хорошую центровку судна, корма не тянет за собой воду.

Сборка и вооружение лодки занимают 2—3 часа. Для сборки из крепежа используются шесть винтов Мб, болт с гайкой-барашком М10 и четыре гайки-барашка М8.

Чехлы, в которые укладывается разобранная лодка, снабжены лямками для удобства переноски на короткие расстояния. Упаковки относительно свободно размещаются в плацкартном или купейном вагонах, а также в багажнике междугородного автобуса типа “Икарус”.

Семейный экипаж завершил очередной этап плавания — лодка упакована в рюкзаки. Четвертый член экипажа делает снимок.В походах по рекам и озерам Северо-Запада наш швертбот попадал в самые разнообразные условия. Бывали дни, когда с попутным ветром проходили по 60 километров и более, а случалось, что едва дотягивали до 3 км.

Например, пришлось преодолевать сильное встречное течение под железнодорожным мостом на Свири, причем и ветер оказался с носовых углов. Продвигались буквально по нескольким сантиметрам в минуту, помогая веслами и отталкиваясь от бетонных опор. На выходе в Онежское озеро пришлось идти в бейдевинд при свежем ветре и крупной волне. Брызги сильно захлестывали кокпит, через полчаса все сидели в мокрой одежде, и дальнейшее плавание уже не могло доставить удовольствия.

Пришлось перетаскивать лодку через заболоченный перешеек в обводной канал, чтобы продолжить плавание до Вытегры. Здесь нам сопутствовал сильный шквалистый ветер — за 3 часа прошли около 40 км. Было немало лавировки и слабых ветров, когда приходилось переходить на весла.

Кроме соревнований в Кавголово мы участвовали и в регате Московского моря. В обоих соревнованиях мы заняли первые места в своем классе разборных швертботов. В средний ветер мы уверенно обходили не только швертботы, но и тримараны из байдарок и большинство катамаранов с площадью парусности 7м2. Швертбот хорошо лавирует, а на полных курсах явно не хватает спинакера.

Теоретические обводы корпуса

Таблица ординат теоретических обводов шпангоутов, мм

Линия

Номера шпангоутов

1234Тр.

Полушироты от ДП

Линия бортаЛБ300563710700565
Стрингер —С5280550720750542
С4247500665690475
СЗ205425540540368
С2150322385382260
С187180190190125
 

Высоты от ОЛ

Стрингер —С5315291270276305
С4230172130152225
СЗ1651085570178
С2120531443147
С16016035125
Кильсон —К308035120

Шпангоуты в сборе

Шп. 1 (дет. 23) Шп. 2 (дет. 21)

Шп. 3 (дет. 18) Шп. 4 (дет. 16)

Транец (дет. 12) 25 — флор, d = 1,5—2;
26 — муфта крепления стрингеров к шпангоуту;
27 — труба 22х2, АМг; 28 — кница, d = 1,5—2;
29 — заклепка Ж = 4,0;
30 — винт М6х45 с шайбой и гайкой;
31, 32 — вкладыши, дерево или пластмасса;
33 — скоба пяртнерса мачты, d = 2,5;
34 — полоса 2х20 с двух сторон шпангоута или трубка;
35 — труба 18Х1;
36 — угольник 25х40х3 крепления швертового колодца;
37 — обушок d=3;
38 — каретка гика-шкота;
39 — накладка 20х120, сосна;
40 — угольник 32х32х3, Д16;
41 — фанера d = 5-6;
42 — заклепка Ж = 4-5;
43 — штырь стрингера, диаметр d — по внутреннему диаметру трубок стрингеров и привального бруса;
44 — гвоздь 2х30.


45 — наружная пластина, d = 3;
46 — резиновая прокладка. d = 2;
47 — внутренняя пластина, d = 3;
48 — угольник 3х32х32;
49 — стенка колодца, d = 3;
50 — ось шверта, винт М8х50;
51 — резиновая шайба, d = 3;
52 — гайка М8;
53 — шайба увеличенного диаметра (Ж30);
54 — винт M6х10;
55 — шпонка колодца 24х35, дуб или швеллер из легкого сплава;
56 — винт М6х10;
57 — степс мачты, пластик или легкий сплав;
58— кипа фалов;
59— винты крепления шпангоутов к кильсону, М6;
60— кница, d = 1,5 АМг;
61 — палец талрепа;
62 — талреп с резьбой М5-6;
63 — тросик Ж 2,5-3,2;
64 — скоба d = 3, АМг;
65 — штырь, пластик или АМг;
66 — шпингалет;
67 — планка 3х60, АМг.

Схема парусного вооружения, шверт и перо руля

Схема расположения шпангоутов и размещения походного снаряжения