Катера и яхты, 1992, № 1-2 (154), с. 107-108
В № 134, в подборке материалов, подготовленных московскими туристами-парусниками, была напечатана заметка Михаила Лимонада «Ошибка Рериха». Автор ее объясняет треугольную форму парусов на известной картине «Заморские гости» тем, что Николай Константинович не учел «скручивания» обычного прямоугольного прямого паруса. Эту точку зрения тут же стали оспаривать москвичи М. Булычев и В. Егоров, киевлянин Ю. Желудко в и ряд других читателей «КиЯ».
Принимаем предложение одного из них — «как дань плюрализму выделить место для дискуссий» и предоставляем слово двум знатокам, наиболее аргументированно выступающим «в защиту» Н. К. Рериха.
Да, человеку свойственно ошибаться. Можно предположить, что и Рерих где-то ошибался, но только не в той области, где был профессионалом. Наивно думать, что прямоугольная форма паруса викингов была для него тайной или же он не понимал, что прямой парус со стороны может выглядеть треугольным. Скорее всего, он и не рисовал их треугольными.
Н. К- Рерих был высокообразованной и многогранной личностью. Еще будучи студентом, а кончал он одновременно юридический и историко-филологический факультеты, он увлекается археологией и языческими славяно-скандинавскими связями. Увлечение неслучайное, ибо Скандинавия — родина Рерихов (дословно «богатых славой»). Занимается раскопками. В 1899 г. совершает путешествие по пути «из варяг в греки» и пишет об этом очерк. Затем уезжает в Париж, где совершенствуется как художник в частной студии мэтра Фернана Кормона (кстати, автора росписей в Сен-Жерменском историко-археологи-ческом музее). Первые паруса древней Руси написаны Рерихом именно здесь, во Франции.
Вернувшись, Рерих начинает выставлять свои картины, в том числе и картину «Заморские гости»
Действительно, паруса на ней напоминают необычные треугольные паруса с гобелена из Байе, в определенной степени представляющие собой загадку. Они явно стилизованы по форме и в то же время наверняка отражают какие-то реалии. А может быть, не такие уж они и странные — эти треугольные паруса?
Все ли ясно с парусами норманнов? Оказывается, совсем нет. Ведь, как пишет И. фон Фиркс1 способ, каким пользовались викинги для взятия рифов, неизвестен. В то же время, например, изображения на рунических камнях показывают, что нижняя шкаторина прямоугольного паруса имела вид сетки с бахромой из множества концов. На некоторых даже видно, как мореходы держат их в руках. Можно предположить, что эта система концов предназначалась для скручивания нижней части паруса в жгут силами «пассажиров» — дружины: таким путем можно было легко и быстро уменьшить площадь паруса.
Кстати, на картинах Рериха отражены ситуации, в которых уменьшение парусности явно целесообразно. Скажем, в картине «Славяне на Днепре» суда стоят у пристани. В этом положении неработающие паруса — норма, что и изображено. На некоторых зарифленных парусах даже видны складки, как если бы шкотовые углы были сведены вместе, а парус собран внизу.
Другими словами, манера стилизации художника такова, что паруса на его картинах не воспринимаются однозначно. Благодаря плоскостной манере письма и нарочитому пренебрежению деталями их можно принять и за треугольные, и за зарифленные прямые. Они так же загадочны, как и гобелен из Байё. Но говорить об ошибке?..
М. БУЛЫЧЕВ
1 Автор книги «Суда викингов», переведенной на русский язык (Л., «Судостроение», 1978).
До чего ж мы любим при случае снисходительно похлопать классика по плечу и отечески пожурить его. Вот ведь и заголовок без знака вопроса: ошибка — и баста.
Речь идет о «необычной» форме паруса — треугольного, вершиной вниз. Автор заметки объясняет такую форму оптической иллюзией: «Скрученный высокий прямой парус спроектировался в треугольник». Но ведь шкот-то только один!
Треугольные паруса «малоэффективны и чрезвычайно неудобны в управлении»,— поясняет свою позицию М. Лимонад, но продолжает уже вовсе ошарашивающе: «И хотя такие изображения не редкость, поверить в такой парус вряд ли кто сможет». Вот так: «не редкость, но... не было»! Мистика какая-то.
Да и почему же на протяжении столетий, будто повинуясь кем-то когда-то изданному непреложному закону, художники будут выискивать этот единственный и не слишком-то удобный ракурс и упрямо изображать квадрат треугольником? И это при прямо-таки болезненном стремлении средневековых и античных художников к точности деталей — достаточно вспомнить хотя бы иконопись, где предметы при всей их стилистической условности изображаются всесторонне и точно. Таков был незыблемый канон. За пренебрежение им могли и на костер, не моргнув, отправить. Однако костры по этому поводу возжигали чрезвычайно редко, ибо с достоверностью изображений был полный порядок.
Разумеется, нижняя свободная часть прямого паруса могла изменять плоскость по отношению к верхней — и изменяла, но в этом случае парус изображали в виде ленты Мёбиуса, как, например, на рисунке римского судна актуария в Ватиканском кодексе Вергилия, датируемом 1741 г. Это прекрасно знал и Рерих. На его картине 1914 г. «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» нижняя шкаторина паруса одного из судов «привязана» к мачте, и парус выглядит треугольным. Но только выглядит. Места сомнениям нет, парус здесь прямоугольный!
Чтобы понять, с какой такой стати древние мореходы настойчиво конструировали «малоэффективные» и «чрезвычайно неудобные» треугольные паруса, перенесемся на много столетии назад - в середину XXVI века до н. э. Именно этим временем датируется рельеф гробницы египетского вельможи Ти, являющий зрелище необыкновенное: воспроизведено судно не с обычным для Египта широким — горизонтальным или квадратным прямым парусом, а с сильно вытянутым вертикальным, причем подветренная его сторона косо срезана по всей высоте. Для чего? Дело в том, что с таким парусом, похожим на перевернутую трапецию, легче маневрировать при ходе вниз по течению единственной в Египте реки, т.е. чаще всего против ветра, ибо здесь преобладают ветры северных четвертей...
Изображение это не имеет аналогов, и можно почти с уверенностью утверждать, что, если даже судно на рельефе — египетское, то парус — финикийский: жители Леванта вписали немало выдающихся страниц в историю древнеегипетского мореплавания. Однако традиционный консерватизм египтян, обусловленный требованиями религии, отторг это новшество. (На кострах египтяне своих еретиков не сжигали, но в пруд с крокодилами могли бросить запросто.)
Зато эта идея пережила века на своей родине. И получила второе рождение, когда Левант стал римской провинцией. Впрочем, необычный «косой» прямой парус прекрасно был известен и грекам. Первым его упомянул в своей «Греческой истории» полководец и писатель Ксенофонт, ученик Сократа: он называл его акатий. Это слово хорошо знали историки Геродот и Фукидид — они называли так судно, имея, очевидно, в виду именно его необычный парус. (Древние были большими любителями метонимии: сплошь и рядом можно встретить «мачта» вместо «судно» или «соль» вместо «море», таких примеров — легион.) Акатии упоминают трагик Эврипид, поэт Пиндар, историк Полибий, писатели Лукиан и Плутарх. Разное время, разные берега...
Акатий, по-видимому, явился следующим шагом от упомянутого паруса на судне Ти: от первоначального четырехугольника осталась нетронутой только верхняя шкаторина, крепившаяся к рею, а боковые грани (обе!) срезаны гораздо круче — так, что нижняя шкаторина исчезла совсем.
Его разновидностью можно считать изображенный на помпейской фреске парус, называвшийся римлянами (например. Сенекой) «суппа рум». Формой он напоминает вымпел, свисающий с рея косицами вниз. Суппарум управлялся лишь одним шкотом, прикрепленным к левой косице, тогда как правая была привязана к борту.
Суда акатии были одним из излюбленных типов пиратских пенителей моря. Прежде всего — благодаря быстроходности и маневренности. То и другое давал треугольный парус акатий.
Похожий на акатий парус несли и лнбурны. Его называли еще эпидромом — «сверхскоростным». Наконец, к этому же семейству можно причислить арабский парус дау — широкий, треугольный и со срезанным нижним углом, что превращает его, по существу, в сильно деформированную трапецию (сильнее, чем парус с рельефа Ти). Не исключено, хотя утверждать это ни в коем случае нельзя, что эту форму паруса арабы окончательно «оформили» после покорения ими Египта и Леванта.
Достоинства акатня не могли остаться незамеченными и на атлантическом побережье Европы, особенно после завоевания арабами Пиренейского полуострова.
Вернемся теперь на север. В скандинавских сагах есть множество упоминаний парусов, но нет ни малейшего намека на их форму. «Паруса в красную, синюю и зеленую полосу», «парус полосатый» — вот и все, что можно извлечь из норманнской литературы. Подлинные паруса викингов до нас тоже не дошли. Поэтому основное, чем приходится руководствоваться, немногочисленные и грубо исполненные изображения на камнях (главным образом надгробных), к тому же изрядно поврежденных. Единственное (да еще цветное!) изображение кораблей викингов, дошедшее до нас, можно сказать, в девственном виде, — это знаменитый ковер XI века, хранящийся в соборе французского города Байё. Очень часто его называют гобеленом, хотя здесь совершенно другая техника, а вдобавок безусловный анахронизм. Гобелен — это ковер или обои, вытканные из шерсти или шелка особым способом, изобретенным гораздо позже — в XVI веке — придворным красильщиком и ткачом по фамилии Гобелен. М.Лимонад делает ту же ошибку, говоря о «гобеленах викингов».
Именно это чудо средневекового искусства свидетельствует о том, что косые паруса были в Нормандии восприняты и употреблялись наряду с традиционными прямыми. Ковер последовательно рассказывает в своих 72 сценах, подобных кадрам кинохроники, о завоевании нормандским герцогом Вильяльмом Незаконнорожденным английской короны в 1066 г. Вышитый собственноручно «по горячим следам» женой Вильяльма (впрочем, теперь уже — Вильгельма Завоевателя) Матильдой и ее фрейлинами, он дает неплохое представление и о постройке норманнских судов, и об их оснастке, и о составе флота, и о самом ходе форсирования пролива. И уж можно не сомневаться, что зрители из числа придворных узнавали на нем самих себя и не допустили бы даже малейшего искажения каких бы то ни было реалий! Так что ковер из Байё — один из самых надежных документов эпохи.
Первое, что бросается в глаза, необыкновенное сходство акатия и норманнского паруса. Причем, не только сходство формы: ими и управляли одинаково. На ковре отчетливо видно, как нижний, «острый» конец паруса переходит в толстый шкот, который держат в руках. Быть может, таков был живописный прием, указывающий на краткость рейса и благоприятную погоду: в противном случае шкот был бы «привязан» к мачте. Точно так же поступали на реках, где приходится то и дело приспосабливаться к извивам берегов и капризам ветра.
Нет сомнений в том, что суда с такими парусами хаживали и на Русь. Может, потому-то они и привлекали особое внимание, что треугольного паруса здесь не знали. Он принадлежал иным народам, иному миру.
У Рериха была возможность выбора. И право выбора. Ни один другой парус, пожалуй, не в состоянии с такой силой передать динамику, движение, как этот треугольный. И вот — в 1901 г. Рерих пишет «Заморских гостей» именно с таким парусом. И еще, по крайней мере, 14- 15 картин на ту же «морскую» тематику. И почти на всех — треугольные паруса! Что же: всю жизнь «ошибался» Николай Константинович? Да нет же. Вот ведь на картине «Александр Невский поражает ярла Биргера» да на упоминавшемся «Прокопии» полотнища прямоугольные...
Только зная историю паруса, можно в полной мере оценить верность глаза живописца. К тому же еще и незаурядного историка.
А. СНИСАРЕНКО