КАТЕРА и ЯХТЫ, 1996, № 1 (159), c. 49

А. Лубянецкий

Парус на моторке

Нам с И. Сабаевым уже доводилось рассказывать на страницах "КиЯ" о своем опыте использования парусов на "Казанке". Восемь навигаций мы ходили на этой моторке, вооруженной иолом: грот и стаксель от польского швертбота "Мева" плюс кормовой подвесной парус тюменского производства (см. №93). В дальнейшем мы упростили вооружение и стали ходить на той же лодке, но получившей одномачтовый вариант с гротом вдвое большей площади (см. №148).

Как нам сообщили из редакции, многие водномоторники заинтересовались нашим опытом, поэтому мы несколько расширили свое предыдущее сообщение.

Наша "Казанка" по имени "Лала" булей не имеет, так как на больших скоростях мы не ходим.

Вертикальный профиль вдоль бортов на всей длине кокпита срезан и заменен планширем шириной около 90 мм из толстой (10 мм) фанеры. В нем просверлены отверстия для переставляемых уключин и кипы стаксель-шкота; к нему же крепится утка. А главное — планширь позволяет спокойно садиться на наветренный борт, чтобы откренивать.

Бортовые шверцы и подъемное перо руля вырезаны из легкого сплава толщиной 6 мм. Их конструкция никаких изменений не претерпела. Для прохода румпеля в транце сделана прорезь.

Стаксель площадью 1.9 м2 с "закруткой" на штаге — тот же. Грот площадью 8.4 м2 поднимается по 6-метровой мачте из дюралевой трубы диаметром 45-50 мм на 9 сегарсах.

Выше уровня крепления штага и вант сегарсов уже нет.

Каждый сегарс — это стропка из капронового шнура диаметром 2.5 мм с петлями на обоих концах, на которую свободно надеты по 16 роликов (раксов), выточенных из фторопласта. Стропка застегивается — надевается петлями на две пуговицы, пришитые с обеих сторон паруса, усиленного накладками 50x50 из прочной парусной ткани.

Фал пропущен внутри заваливающейся мачты с фторопластовыми втулками на концах.

Считаем, что для простейших парусников и особенно для вооружаемых парусами 4-5 метровых моторок это — самый подходящий вариант. И дело не только в том, что не придется "связываться" с изготовлением ликпаза (довольно сложное дело!) и что отпадает постоянно существующая опасность того, что парус застрянет. Как мы убедились за эти годы, грот на сегарсах работает великолепно. А ведь нас пугали, что мы много потеряем в полезном действии паруса!

Специально привожу фото, на котором показано, как наша "Лала" "печатает мили" в очередном 600-километровом походе Воронеж—Вешенская. На наш взгляд, форма грота близка к идеальной, что подтверждается "кипением" воды у штевня. Я уже не говорю, что постановка и уборка грота никогда никаких затруднений не вызывают.

Из усовершенствований последних лет упомяну еще простейшую винтовую натяжку, при помощи которой можно регулировать натяжение нижней шкаторины грота по гику.