Сайт журнала «Катера и Яхты»Публикуется с разрешения журнала «Катера и яхты».
© Все права защищены.


КАТЕРА И ЯХТЫ № 179 (весна 2002 г.), с. 112

«ОДИССЕЙ»

Отрадно сознавать, что наконец-то наметилось некоторое оживление туристского парусного движения. Но это в основном касается взрослых туристов, а вот с детским парусным туризмом дела по-прежнему обстоят очень плохо. Привлечение детей к этому увлекательному делу возможно, на мой взгляд, двумя путями: включением ребят в семейные экипажи и созданием детских туристских парусных клубов или секций.

Вообще-то такие клубы есть, и далеко ходить за примером не надо: например, у наших соседей — при Сибирском кадетском корпусе — есть свой туристский флот, ребята регулярно ходят в походы на парусных ялах.

Но вот клубов, где бы дети сами занимались постройкой разборных туристских парусников, я что-то не знаю. А если учесть, что в остальном цивилизованном мире предпочитают не строить (тем более силами детей!), а покупать любые парусники в готовом виде, то станет ясно, что наш Барнаульский детско-юношеский парусный клуб "Одиссей" - явление уникальное (будем счастливы, если ошибаемся).

Конечно, когда встречаются сообщения о том, что где-то дети сами строят настоящие автомобили или даже самолеты, я долго смеюсь. Мой опыт работы показывает, что дети просто не в состоянии это сделать даже под руководством самого грамотного специалиста. Другое дело — участие детей и подростков в изготовлении тех же, например, парусников. Тут им многое по силам. Ребята незаменимы при изготовлении многочисленных одинаковых несложных деталей. Старшие могут делать более сложные узлы, а иногда и принимать участие в конструировании. Но основная доля работы, конечно, должна ложится все-таки на взрослых.

У нас в клубе взрослый практически один — автор этих строк. Поэтому руководителю клуба с момента его создания приходится выполнять роль и главного конструктора, и мастера, тратить уйму своего личного (неоплачиваемого времени. Летом практически не имею полноценного отпуска — все время проходит в походах и подготовках к ним. Продолжительность наших путешествий — от недели до месяца, а в 2000 г таких походов было пять! Многие в это, конечно, не верят, но я и не стараюсь их слишком убеждать.

Создание парусного клуба в тяжелом 1993 г было делом чисто инициативным, подкрепленным лишь наличием школьных мастерских, помощью друзей да личным карманом. Ни директор школы, ни тогдашнее руководстве спорткомитета и РОНО не принимали в этом никакого участия (спасибо, хоть не мешали!). Положение изменилось с приходом в школу нового директора - Ю.Я.Антюфеева, который начал оказывать нам моральную поддержку, а когда Е 1996 г. он был назначен заведующим РОНО, те пошла и материальная помощь. С его подачи к нам более внимательно стали относиться и глава районной администрации Ю.М.Петров, и егс заместитель, а ныне председатель городского спорткомитета А.Ф.Воронков. Следует упомянуть и хорошие отношения, сложившиеся у нас с ГИМС. И здесь мы очень благодарны Л.А.Васильеву и А.А.Разину. Так, например, при их активной поддержке нам удалось решить проблему стоянки наших судов на одной из городских водно-моторных станций, где начальником Г.П.Дешевых. (Очень хотелось бы, чтобы эти имена "прозвучали" со страниц журнала как пример для других руководителей!)

И дела наши пошли лучше. К тому же удалось объединить усилия краевого центра детско-юношеского туризма, центра детско-юношеского творчества Железнодорожного района и, конечно же, нашей базовой средней школы № 110.

Почти все построенные нами суда несут на себе печать оригинальности. У нас есть воплощенные в жизнь оригинальные конструкции парусного вооружения, швертов, баллонов, рамы (но это тема другой статьи). Уникальным является и состав членов нашего клуба. Ведь для того, чтобы пойти в поход, нужно в течение года постоянно принимать участие в постройке судов, изучать теорию, вырабатывать самодисциплину. Кандидаты на должность капитанов должны сдать экзамен в ГИМС, где им выдаются документы на право управления моторной лодкой (это, конечно, не "корочки" яхтенного рулевого, но все же). Перед походами все в обязательном порядке сдают специальной комиссии экзамен по безопасности парусных плаваний. И хотя, принимая в клуб, мы не отказываем никому, остаются в нем только самые стойкие, целеустремленные, дисциплинированные. Но ведь так и надо!

Тем не менее положение клуба остается сложным. Парусники, построенные в прошлые годы из недолговечных материалов, ветшают, средств на их ремонт и модернизацию выделяется мало. В неотложных случаях по-прежнему приходится прибегать к помощи собственного тощего кармана. Все расходы на проведение туристских походов пришлось переложить на плечи родителей, а для многих семей это довольно накладно. Поскольку при большом количестве членов клуба и ограниченном числе участников каждого похода приходится зачислять в экипажи "по конкурсу", в них часто попадают не более достойные, а те, чьи родители способны заплатить.

По финансовым соображениям мы не можем позволить себе дальние путешествия, а вынуждены ограничиваться водоемами Алтайского края и Новосибирской области. Сведено на нет легальное выделение продуктов для участников походов.

Но мы не теряем надежды. Так, планируем все-таки поездку на общероссийские соревнования (здесь надеемся на спонсорскую помощь производящей снаряжение для водного туризма новосибирской фирмы "ГарантТурСервис", которая, кстати сказать, делает и прекрасные туристские тримараны с надувными баллонами).

И есть еще у нас одна мечта. Ведь нам не с кем по-настоящему общаться. Нам хочется встретить таких же, как мы, клубовцев, строящих собственные суда и идущих на них в походы и на соревнования.


Владимир Шадрин, г.Барнаул