КАТЕРА И ЯХТЫ № 180 (лето 2002 г.), с. 22

«ТРИТОН» — земноводное из Петербурга

Во второй половине 80-х гг. многим отечественным туристам была хорошо знакома фирма "Каскад". Отличные рюкзаки, пуховки, ветровки и прочие подобные товары, выпускае мые кооперативом с таким названием, пользовались хорошим спросом и приобрели заслуженно высокую репутацию в туристической среде, особенно среди водников, что неудивительно - ведь именно из них состоял костяк кооператива, из которого 12 лет назад "вылупилась" фирма с земноводным названием "Тритон".

Сегодня 'Тритон" - это компания с полноценным конструкторским бюро, в котором заняты шесть человек и которая располагает собственным производством и дилерами практически в каждом крупном городе России. Основное направление деятельности фирмы осталось прежним - изготовление туристического снаряжения, в первую очередь для водного туризма. Ассортимент весьма широк - наряду с традиционными (сухопутными) видами походной экипировки (палатки, рюкзаки, спальные мешки) выпускается большое количество специфической "водоплавающей" продукции - от спасательных жилетов и неопреновых комбинезонов до байдарок и разборных парусных катамаранов. Не забыты Тритоном" владельцы старых байдарок и катамаранов еще советских времен: на еще живое железо этих лодок можно натянуть отличную новую "шкуру", скроенную из современных высокопрочных материалов (на основе ПВХ) - и прощай, "Совтрансавто"!

В упомянутые времена многие предприятия годами выпускали продукцию крайне узкого перечня, вдобавок на десятилетия канонизировав технические характеристики последней. "Тритон", что отрадно, не унаследовал подобный подход к делу - одних только байдарок производится шесть моделей (а с учетом модификаций их количество достигает 12). Немаловажно и то, что, по словам конструкторов фирмы, байдарка, выпущенная в начале года и та же модель, сделанная в конце года, порой отличаются друг от друга довольно сильно. Источниками предложений по улучшению выпусз емых моделей помимо спортивного опыта собственных сотрудников служат и проводимые под эгидой "Тритона" спортивные соревнования, и обратная связь с владельцами судов — понятие «туристическое братство» хоть и несколько трансформировалось с годами, все же не исчезло окончательно.

Огромное количество писем с отзывами (как хвалебными, так и весьма критическими) являются неиссякаемым источником сведений для совершенствования конструкции судов. А такие регулярно проводимые состязания, как, например, ежегодный Кубок "Тритона", в котором участвует до 20 команд, являются не только отличной рекламой, но и дополнительным источником данных для модернизации лодок.

Вообще отношение фирмы к своем клиентам достаточно точно выразил директор Сергей Садовский: "Мы хотим выращивать своего клиента — причем выращивать его с детства!". И эти слова, похоже, - не дешевая рекламная приманка, поскольку практически все изделия (за исключением недавно появившихся в перечне экстремальна судов) рассчитаны на активный отдых именно всей семьей, включая самых юных ее членов.

Все суда, выпускаемые фирмой "Тритон", делятся на четыре больших класса - байдарки, сплавные катамараны, рафты (суда для экстремального сплава по бурным рекам) и парусные катамараны. В каждом классе все модели довольно точно позиционированы: например, байдарки серии "Ильмень" рекомендуются для "...неспешного отдыха на спокойных реках и озерах", а серия "Вьюн" - это лодки". ..для бурной воды". Большинство выпускаемых байдарок относятся к так называемым каркасно-надувным, удачно сочетающим в себе жесткость, вместимость и непотопляемость, а некоторые, в частности тот же "Вьюн" или "Свирь", выпускаются как в каркасно-надувном, так и в более дешевом каркасном исполнении.

Однако изюминкой в производственном ряду "Тритона" являются (с нашей, разумеется, точки зрения) парусные катамараны. На сегодняшний день серийно выпускается три модели: "Циклон", "Ветер" ("КиЯ" № 170] и "Бриз-микро". Здесь тоже налицо четкое позиционирование моделей: "Циклон" относится к классу разборных парусных судов с площадью парусности до 7,5 м2 (конкурируя в нем с "Альбатросом"), "Ветер" - это уже более крупное и дорогое судно (класс до 10 м2), ну а "Бриз-микро" - пляжная лодка выходного дня. Легкий и безопасный, этот катамаран хорошо подходит как для обучения парусному делу, так и для прогулок с неопытным экипажем. Мачта с низким креплением вант легко изгибается, "сбрасывая" ветер на сильных порывах, что предотвращает возможность опрокидывания практически в любых ситуациях. (Следует, правда, сказать, что "Бриз-микро" уже "отметился" на северной Ладоге, а это отнюдь не "пляжный" район!)

Игорь Романов, конструктор «Тайфуна»В преддверии петербургской бот-шоу мы посетили фирму, чтобы узнать о новинках, которые будут предложены посетителям выставки. Основной из них, по словам Игоря Романова - главного конструктора "Тритона", обещает стать парусный катамаран "Тайфун", опытный образец которого проходил испытания еще в прошлом сезоне. Это самая крупная модель фирмы. "Тайфун" на целый метр длиннее и на полметра шире популярного "Ветра", соответственно выше его грузоподъемность и площадь парусности.

Основные характеристики катамарана "Тайфун"

Длина, м

6.0

Ширина, м

2.95

Жилая палуба, м

2,4х2,2

Носовая палуба, м

2,4х2,1

Парусность, м2
Грот
Стаксель
Спинакер


10
3
15

Экипаж

2 - 4

Грузоподъемность, кг

400

Внешне новый катамаран нам очень понравился. Вместительный и одновременно изящный и стремительный, он пропорционален, за счет чего и выглядит привлекательнее того же "Ветра". Его создание и выпуск первой ограниченной партии стали своеобразной "пробой пера", попыткой открытия новой рыночной ниши - это судно требует довольно высокой парусной квалификации для управления (по заказу этот катамаран может быть укомплектован даже спинакером!) и позволяет путешествовать в большей компании (пассажировместимость -четыре человека) и с большей скоростью. А носовой обтекатель и бортовые баллоны существенно повышают его обитаемость в дальних походах.

Любопытно отметить - задолго до начала туристического сезона (а когда мы посещали фирму, кругом еще лежал снег) семь из десяти катамаранов опытной партии уже были проданы. И это, несмотря на довольно высокую (фактически - предельную для той категории населения, на которую ориентируется "Тритон") цену. Можно сказать, что проба пера прошла очень удачно. Остальное должна показать эксплуатация первых экземпляров -стоит вспомнить, что на тесте "КиЯ" у новенького "Ветра" возникли проблемы с проводкой шверт-талей. (С той поры, правда, "Ветер" претерпел довольно ощутимые изменения - следует полагать, что урок пошел конструкторам впрок. Да и прошлогодние испытания опытного образца "Тайфуна" дали немало полезных сведений, использованых при подготовке судна к серии.)

В остальном же Тайфун" очень похож на своих предшественников. В его конструкции используются те же материалы - трубы Д16Т для рамы, ПВХ "Vinyplan" для баллонов и моста (плотностью соответственно 800 и 650 г/м2), дакроновые паруса. Конструкция моста тоже не претерпела каких-либо существенных изменений - вполне традиционная схема с использованием поперечных балок. К мосту катамарана крепится транец, позволяющий использовать подвесной мотор мощностью до 3 л.с.

Из изменений, положительно влияющих на ходовые качества и удобство эксплуатации. стоит назвать наличие краспицы на мачте и устройства для закрутки стакселя в штатной поставке. Часть катамаранов опытной партии выпущена, кстати сказать, в "усиленном варианте" - с нержавеющим крепежом и такелажем. Такая модификация, несомненно, окажется долговечнее в условиях морской эксплуатации. Перевозится новый катамаран в трех упаковках вместо двух (их суммарный вес -130 кг), но, поскольку численность его экипажа увеличена, думается, это не должно составить особых проблем его будущим владельцам.

Безусловно, описывать новую лодку "всухую" - занятие неблагодарное. Будем ждать встречи с Тайфуном" на воде.

Артур Гроховский
Фото автора и фирмы "Тритон"