А.И. Коробков

Надувные туристские суда — катамараны

Туристские гребные катамараны с надувными поплавками известны давным-давно. Несколько конструкций их описано еще в первые послевоенные годы в журнале «Техника молодежи». Тогда дюралевых моторок не выпускалось, было время безраздельного господства различных дощатых лодок, самодельных байдарок и деревянных плотов, но уже в те годы туристы относились к катамаранам снисходительно, воспринимая их как курьез.

Началась «эпоха моторизации». В магазинах появились «Казанки», надувные лодки и разборные байдарки, однако не прекращались и различные попытки создания надувного катамарана, чаще всего — на основе камер мячей, уложенных по нескольку штук в парусиновые чехлы. Пожалуй, впервые туристы-водники заговорили о нем «официально» после соревнований на весенней Амате, когда оказалось, что неуклюжие гребные катамараны довольно успешно проходят слаломную трассу. Но и тогда катамараны рассматривались как некий «суррогат», появление которого вызвано, с одной стороны, дефицитом и дороговизной байдарок, а с другой — доступностью материалов и простотой изготовления своими силами. По-прежнему считалось, что даже самый хороший катамаран уступает байдарке в маневренности и ходкости гребец на нем плохо защищен от брызг.

Прошло еще несколько лет. И по обилию публикаций на «катамаранные темы» в сборнике «Катера и яхты» и журнале «Турист» уже можно сделать вывод, что «гадкий утенок», никем не признанный и не пропагандируемый, завоевывает туристские голубые дороги. Катамараны на надувных элементах продемонстрировали жизнеспособность: за эти годы их испытали во многих путешествиях по самым сложным горным рекам (например, на Би-Хеме, Кантегире), в условиях плавания вдоль побережья Тихого океана, на Байкале и Каспии. Самое неожиданное, что они хорошо показали себя не только в гребном варианте (плоты всех видов), но и под парусом и мотором.

Серийный катамаран «Ирвин Айркет» (США).Сразу же отметим, что легкие и достаточно надежные, хорошо приспособленные для хранения и перевозки парусные катамараны с обтекаемыми (заостренными) поплавками-баллонами за рубежом выпускаются многими фирмами и притом довольно крупными сериями. Следовательно, они оказались конкурентоспособными даже среди великого множества других моделей малых парусников, в том числе и жестких (стеклопластик, полиэтилен) катамаранов.

В принципе то же можно сказать о надувных моторных катамаранах. Правда, для придания мореходности бортовые баллоны чаще всего соединяют в носу, так что получается классическая надувная мотолодка, но продолжают рекламироваться, например, своеобразные плавучие дачи на двух отдельных баллонах, приспособленные для установки подвесного мотора.

На наш взгляд, пришла пора обобщить многолетний опыт — рассмотреть многочисленные варианты хотя бы простейших туристских надувных катамаранов и поставить перед Главрезинпромом вопрос о целеесообразности выпуска таких судов. Стоит пожалуй, упомянуть, что разговоры о производстве на Уфимском заводе РТИ им. Фрунзе баллонов — «бревен», пригодных для соединения попарно (или иначе), ведутся давно, однако у нас в водной секции Московского городского клуба туристов никто их так и не видел.

Вот некоторые соображения в пользу надувного катамарана как универсального туристского судна, их пользование которого позволяет намного расширить выбор маршрутов.

Действительно, всякий катамаран имеет большую смоченную поверхность и соответственно большее сопротивление трения, чем байдарка того же водоизмещения.

Поэтому скорость его на гладкой воде всегда будет несколько меньше, чем у байдарки, хотя и больше, чем у обычной дощатой лодки, и почти вдвое выше, чем у овальной надувной лодки. А вот в реальных условиях туристского плавания вниз по реке скорости движения катамаранов и байдарки практически одинаковы.

Один из самых удачных гребных катамаранов конструкции К.Херцова-ХерцбергаЛатвийские туристы, одними из первых оценившие достоинства катамаранов, создали удачную их конструкцию с приподнятыми оконечностями, которая не уступает байдарке и по маневренности. Правда, некоторые сложности в управлении катамараном на горных реках есть: в момент преодоления косых валов, входа и выхода из главной струи возникает вращающий момент — следствие неодинакового воздействия потока на поплавки. Но и этот недостаток, как выяснилось, можно значительно уменьшить,если поперечные балки катамарана поставить подальше от концов баллонов (на расстоянии 0,6—1 м), а сами эти концы стянуть, сблизив вплотную.

Конечно, на катамаране гребцы открыты ветру и брызгам, но минус этот далеко не так важен, как кажется на первый взгляд. Для плавания на простых маршрутах, применив поплавки достаточно большого диаметра и натянув между ними полотнище или приподняв достаточно высоко сиденья, можно забрызгивание устранить. На сложных маршрутах, когда нередко волны накрывают людей с головой, на байдарке шансы остаться сухим нисколько не выше: так же необходимы непромокаемая одежда, тщательная герметизация груза.

В то же время надувные катамараны обладают рядом ценных качеств. В первую очередь это, безусловно, высокая остойчивость и, следовательно, безопасность. Катамараны обладают наибольшей поперечной остойчивостью по сравнению с любыми однокорпусными судами равного водоизмещения. Даже на легких простейших катамаранах можно вставать во весь рост, забрасывать спиннинг. Одноместный разборный катамаран, пожалуй, лучшее плавсредство для рыболова!

Трехместный парусный катамаран О.Чубинина.Хорошая остойчивость позволяет превратить катамаран в парусник: он может нести паруса достаточно большой площади, а при наличии шверта или шверцев ходить круто к ветру. Наконец, установить подвесной мотор на нем гораздо проще, чем на байдарке. Подчеркнем, что суда рассматриваемого типа хорошо подходят для «семейного туризма», позволяя создавать самые разнообразные варианты плавучей дачи.

Катамараны, как и все другие надувные суда, имеют относительно большую грузоподъемность и малый вес, что исключительно важно при транспортировке к начальной точке сложного маршрута (чаще всего это верховья рек, куда все грузы приходится забрасывать в рюкзаках). Если нужно переносить только сами баллоны, а каркас будет изготовлен на месте из подручных материалов — жердей, то вес двухместного туристского катамарана из расчета на одного человека будет меньше 5 кг (иногда 1,5—2 кг), т. е., в два с лишним раза меньше, чем серийной байдарки.

Грузить багаж и снимать его с катамарана несложно — в отличие от байдарки, «свободной площади» больше; легче устроиться в удобной для гребли позе, проще выскакивать на берег и т. п. Наконец, при навалах на камни или бревна правильно сконструированное и в меру накачанное надувное судно оказывается более надежным, чем разборная байдарка с жестким дюралевым каркасом и мягкой обшивкой.

Имея надувные элементы — баллоны длиной 1,5—3,0 м, можно видоизменять туристское судно в зависимости от конкретных условий плавания. Так, группа москвича Михаила Цейтлина в верховьях Би-Хема из четырех 1,5-метровых баллонов собрала два двухместных гребных катамарана, а ниже, когда ширина фарватера позволила, превратила эти два судна в один плот катамаранного типа, поставив по два баллона в каждый поплавок. Плот из надувных цилиндрических баллонов, в отличие от плотов всех других типов, легок на ходу; на нем под парусом или на веслах можно преодолевать озера или участки рек, где не чувствуется течение. Такая конструкция делает доступными для плота, например, ряд маршрутов по Карелии.

Туристами разработано и испытано очень много вариантов надувных катамаранов (данные некоторых из них приведены в таблице). В настоящее время можно было бы выделить из всей их массы четыре основных типа.

  1. Одноместный гребной «рыболовный челнок» — приспособленный для переноски в рюкзаке катамаран длиной до 2,0 м, грузоподъемностью 100—120 кг при собственном весе не более 7—10 кг. Типичный представитель этой группы—«Пескарь».
  2. Двухместный туристский гребной катамаран. Лучшим образцом для преодоления сложных маршрутов является конструкция К. Херцова-Херцберга, отличающаяся, правда, несколько более сложной формой поплавков (для улучшен маневренности и всхожести на волну). Типичным простейшим вариантом является катамаран А. Бувэтова (журн. «Турист», № 3 за 1970 г.). Из двух полотнищ брезента 4,5х1,0 м шьются поплавки, в которые укладываются до 20 волейбопьных камер; считается, что такая камера, надутая до диаметра 27 см, может держать на воде 10 кг, а общий запас их плавучести должен вдвое превышать грузоподъемность. Вдоль каждого поплавка укладываются (крепятся завязками) две жерди, а на них — настил из поперечных жердей.
  3. Катамаран В.Успенского под парусами.Двух-четырехместный универсальный (парусно-гребно-моторный) прогулочно-туристский катамаран длиной 4,0—5,0 м и грузоподъемностью 250—500 кг. Типичным представителем этой группы мне кажется катамаран В. Успенского. Естественно, что вес судна с парусным вооружением, мощными связями каркаса и подмоторной доской оказывается, по крайней мере, вдвое больше, чем судов предыдущей группы. По сути дела это уже «автомобильная» лодка!
  4. Плот-катамаран грузоподъемностью не менее 1 т. Для повышения грузоподъемности, а на сложных маршрутах и живучести плота поплавки делают двух- или даже многобаллонными; иногда 4—8 цилиндрических баллонов, образующих один поплавок, ставят в два ряда.
Все применяемые на надувных катамаранах баллоны по конструкции можно разделить на три основные группы.
  1. Бескамерные, когда наполняемый воздухом баллон не имеет какого-либо чехла-покрышки. Ясно, что такие баллоны наиболее просты и легки, но при самостоятельном изготовлении трудно подобрать подходящий прочный, легкий, плотный и хорошо склеивающийся материал, трудно сделать баллон надежным.
  2. Однокамерные, когда в воздухопроницаемую защитную оболочку-чехол вложена надувная камера той же величины и формы. На оболочку идет брезент или другая прочная, грубая ткань, а на камеры—такие доступные любителю материалы, как «детская» клеенка, листовая резина, пластиковая пленка (в последнем случае камера получается очень легкой).
  3. Многокамерные, когда в одну оболочку вкладывается несколько камер от волейбольных и баскетбольных мячей, боксерских груш и т. п. (Известны и удачные конструкции на базе детских надувных шаров; в частности, в 1968— 1969 гг. такой плот испытывался на Таймыре.) Многокамерные баллоны наиболее просты в изготовлении и, естественно, надежны, но тяжелее и дороже; подготовка их к плаванию занимает больше времени.

В заключение хочу подчеркнуть: туристы уже давно и активно высказываются в пользу катамаранов, делают такие суда — слово теперь за промышленностью! По-видимому, необходимо, чтобы определенную инициативу проявил и Центральный совет по туризму.


Основные данные некоторых надувных катамаранов, построенных туристами

Название,
автор
Длина,

м
Диаметр
баллона,
м
Ширина,

м
Вес
баллона,
кг
Вес
полный,
кг
Полное
водоизм., кг
Вмест.,

чел.
Примечание
«Севрюга»2,00,271,22,5102001Рыболовный, на волейб. камерах
«Пескарь»1,50,331,2172201Рыболовный
А. Бувэтов4,50,271,055204502на волейб. камерах; «Турист» №3, 1970
К. Херцов-Херцберг3,80,361,055,5226502-3Баллоны трёхкамерные, КиЯ № 34
«Медуза»
В. Демьянова
2,1—2,40,31124002Парусно-гребной, парус 6,8 м2
О. Чубинин4,50,41,1510003Парусно-гребной, парус 8,5 м2
Э. Кудусов4,00,32,62Моторно-парусно-гребной; КиЯ №27
«Анаконда»
(г. Донецк)
3,60,351,051,3252
Р. Храпко4,50,351,10133КиЯ № 51
М. Цейтлин1,5х20.41,1-1,21,36002Гребной
М. Цейтлин1,5х40.41,5-2,01,31,2-2,4 тПлот
«Аита Пеа-пеа» И. Семенова4,00,62,0303Моторно-гребной,
КиЯ № 22, 31
В. Успенский4,70,51.5/2,1430/7514004Парусно-моторно-гребной, КиЯ № 49
В. Брежнев5,20,522,42200 Плот