НАМ СООБЩАЮТ

Катера и яхты, 1978, вып. 4(74), с.17

Отчет туристов-парусников

Р. Ф. Пирский

Когда рабочие и служащие Ленинградского машиностроительного объединения им. Карла Маркса в то утро — 27 марта 1978 г. — входили в проходную главного здания, перед их глазами представала необычная картина: в высоком светлом вестибюле, залитые лучами весеннего солнца, сверкали белоснежные паруса. Бросался в глаза щит с надписью: «Водный туризм».

Под всеми парусами стояли самые популярные у нас разборные туристские суда. Открывали экспозицию польский швертбот «Мева» и вызывавший, пожалуй, наибольший интерес посетителей «Дельфин» (ГДР) — относительно узкий (4,7x1,1 м) прогулочный парусник с навесными шверцами, хорошо приспособленный и для плавания под 5-сильным моторчиком и для хода на веслах. Рядом стоял тримаран на базе серийного «Салюта с хорошо отработанными ленинградскими туристами «классическими» парусами конструкции Г. Сарина.

Здесь же можно видеть и другие типичные конструкции парусного вооружения, включая популярный за рубежом универсальный вариант: «латинский» парус с соединенными в галсовом углу верхним и нижним рейками. Общее у всех вариантов—то, что сделаны эти паруса, мачты, шверты, патент-рифы и т. д. и т. п. своими руками. Можно смело утверждать, что с выпуском нашими заводами стандартного вооружения для серийных байдарок, а тем более — с освоением производства туристских разборных швертботов по типу «Мевы» популярность парусного туризма в стране могла бы возрасти многократно.

По общему мнению, выставка оказалась очень интересной и полезной, в первую очередь, благодаря тому, что можно было получить любую консультацию, разъяснения, а то и чертежи «из первоисточника» — у авторов представленных конструкций и устроителей выставки. По самым скромным подсчетам, таких «блиц-консультаций» за неделю работы выставки было проведено не менее ста. Побывали здесь представители многих спортклубов и туристских секций предприятий и вузов города, но, конечно, основную массу посетителей составили работники объединения им. Карла Маркса.

Внимание их привлекали красочные стенды с фотографиями и описаниями туристских походов, проведенных созданной на заводе секцией парусного туризма — едва ли не первой в стране. Начало ей было положено летом 1972 г.

С тех пор прошло немногим более пяти лет, а сделано немало. По инициативе заводских туристов в 1974 г. в Ленинграде (при ЛКТ) была создана первая в стране подсекция парусного туризма. И не случайно первым ее председателем стал работник объединения Р. Пирский, а с 1976 г. возглавляет инженер объединения С. Печалин. Он же вместе с Г. Сариным и слесарем головного завода П. Кузьминым создал и возглавил Общественное КБ по парусной технике.

На базе ЛКТ в 1976 г. был организован семинар начинающих туристов-парусников, на котором делились своим опытом «карломарксовцы», ходившие под парусами на многих крупных озерах Северо-запада и Карелии, на Ладоге и Белом море.

Команда туристов-парусников машиностроителей успешно выступает и на гоночных трассах. За пять лет проведения соревнований по технике парусного туризма заводчанами завоеваны 43 диплома и грамоты, дважды они владели главным призом сезона — переходящим Кубком редакции сборника «Катера и яхты». Вот и сейчас этот Кубок красуется в самом центре экспозиции!

Будет справедливо, если мы отметим, что большую поддержку секции оказывают генеральный директор объединения Г. И. Курганов, руководители профкома и парткома О. А. Максимов, В. Т. Пожидаев, Б. Ф. Кольцов.

У туристов-парусников нашего объединения большие планы: они хотят побывать на Аральском море и на Байкале. И думается, что все это им по плечу. В этом убеждает организованная ими выставка, главным и наглядным итогом которой являются новые имена — много новых имен в списке туристов-водников, членов секции парусного туризма.